Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 13 апреля 2021 г. к N 261. п. 3.1
по проекту федерального закона N 1115359-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части уточнения лицензируемых видов деятельности) - внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1115359-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - законопроект) и считает необходимым отметить следующее.
Военные организации создаются в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, что обусловливает особенности их учреждения и деятельности. Предназначение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации определяется Федеральными законами "Об обороне" и "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" соответственно.
Под военными организациями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения (включая военные образовательные учреждения профессионального образования), предприятия и другие организационно-правовые образования, действующие в войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, в совокупности образующих военную организацию государства.
Возложенные на военные организации задачи по обеспечению обороны страны и безопасности государства предполагают непосредственное обращение с вооружением, военной техникой и боеприпасами, гражданским, служебным оружием, пиротехническими изделиями и выполнение ими деятельности по разработке, производству, хранению, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации, реализации вооружения, военной техники и боеприпасов, гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия, пиротехнических изделий IV и V классов и их применению.
Вместе с тем, Федеральный закон N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не учитывает специфику правового статуса и предназначения военных организаций и предусматривает для них (наравне с иными субъектами хозяйственной деятельности) необходимость получения на общих основаниях лицензии ни осуществление испытания вооружения, военной техники и боеприпасов. При этом законодательство о лицензировании не разграничивает требования, предъявляемые к военным организациям (юридическим лицам), находящимся в структуре Вооруженных Сил Российской Федерации, которые в силу своего предназначения осуществляют испытание вооружения, военной техники и боеприпасов, и к коммерческим организациям, преследующим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли от осуществления упомянутых видов деятельности.
Таким образом, на сегодняшний день для испытания, монтажа, сборки, хранения, ремонта военной техники, вооружений и боеприпасов военным организациям Министерства обороны Российской Федерации и Национальной гвардии Российской Федерации необходимо оформлять лицензии, что представляется избыточным.
Законопроект направлен на урегулирование отношений, возникающих при осуществлении перечисленных видов деятельности военными организациями в контексте их особого правового статуса и специального функционального предназначения. В этих целях устанавливаются изъятие на получение лицензии на занятие перечисленными видами деятельности для военных организаций Министерства обороны Российской Федерации и Национальной гвардии Российской Федерации.
Принципиальных замечаний по концепции законопроекта не имеется.
Комитет разделяет базовый подход законопроекта, поскольку лицензионное законодательство РФ априори строится на исходном постулате введения государственное регулирования рыночных отношений, возникающих в результате занятия отдельными видами профессиональной или хозяйственной деятельности субъектами предпринимательской деятельности с целью извлечения максимального размера прибыли. Лицензирование является эффективным механизмом предотвращения ситуации, когда ради достижения заявленной цели предприниматели не могли этого сделать в ущерб основам конституционного строя, нравственности, здоровья, правам и законным интересам граждан и других лиц, обеспечению обороны страны и безопасности государства. В этой связи лицензирование вводится государством исключительно в тех сферах деятельности, где такая угроза существует.
В действующей редакции Федеральный закон N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" военные организации фактически приравниваются к коммерческим компаниям, занимающимся лицензируемыми видами деятельности с целью получения прибыли.
Основными задачами военных организаций являются выработка государственной политики в области обороны и безопасности государства, а также поддержание Вооруженных сил Российской Федерации и Национальной гвардии Российской Федерации в необходимой готовности. Испытание новых видов оружия и боеприпасов, хранение, обслуживание и ремонт военного инвентаря входит в повседневную служебную деятельность воинских частей и подразделений Министерства обороны Российской Федерации и Национальной гвардии Российской Федерации.
Следовательно, для выполнения своих основных функций и прямых служебных обязанностей военным организациям необходимо оформлять лицензии, выплачивая при этом государственную пошлину, что представляется избыточным регулированием. При этом ежегодный размер государственной пошлины, выплачиваемый военными организациями в федеральный бюджет составляет более 9,5 млн. рублей, а поскольку содержание военных организации производится за счет средств федерального бюджета, то выплата указанными организациями государственной пошлины является механическим перетоком одних и тех же денежных поступлений между доходной и расходной частями бюджета.
Комитет полагает, что при доработке законопроекта ко второму чтению необходимо терминологию проектируемых положений соотнести с военным законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает представленную Правительством РФ концепцию законопроекта N 1115359-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.