Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 970006-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке целью законопроекта является устранение правовой неопределенности, выявленной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 28 января 2020 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой" (далее - Постановление N 5-П).
Указанная правовая неопределенность связана со следующими обстоятельствами.
В настоящее время адвокаты, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1), признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и уплачивают за себя страховые взносы в объеме не менее фиксированного размера, установленного статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что правовой механизм участия указанных лиц в системе обязательного пенсионного страхования предполагает предоставление им обязательного страхового обеспечения в виде страховой пенсии по старости на условиях, равных с другими категориями застрахованных лиц и установленных безотносительно к таким особенностям формирования пенсионных прав данной категории граждан, которые при определенных обстоятельствах не позволяют им приобрести право на страховую пенсию по старости к моменту достижения пенсионного возраста, что свидетельствует об отсутствии корреляции между условиями формирования и условиями реализации их пенсионных прав.
Исходя из изложенного, поименованные в Постановлении N 5-П нормы законодательства были признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В целях реализации Постановления N 5-П законопроектом предлагается внести изменения в статьи 6, 7 и 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающие исключение адвокатов - военных пенсионеров из числа страхователей и застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, что, соответственно, повлечет за собой освобождение их от уплаты страховых взносов. Одновременно предлагается предоставить указанным лицам право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащими Конституции Российской Федерации рассматриваемые в Постановлении N 5-П положения федерального законодательства, в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Что касается выявленной Конституционным Судом Российской Федерации правовой неопределенности применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов - военных пенсионеров, то законопроект в представленной редакции ее не устраняет и, таким образом, не в полной мере реализует Постановление N 5-П.
На указанный проект федерального закона поступили заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Счетной палаты Российской Федерации, содержащие ряд существенных замечаний, которые комитет концептуально поддерживает.
В частности в заключениях отмечается, что исключение адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1 из числа страхователей и застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию и предоставление указанным лицам права добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию поставят их в неравное положение с другими военными пенсионерами, самостоятельно обеспечивающими себя работой.
Принимая во внимание, что Постановление N 5-П было вынесено только в отношении пенсионных прав адвокатов - военных пенсионеров, все же следует учитывать, что аналогичному социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая (невозможность сформировать на момент достижения пенсионного возраста необходимые для назначения страховой пенсии по старости страховой стаж и величину индивидуального пенсионного коэффициента при надлежащем исполнении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) могут быть подвержены как лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, так и работающие по трудовому договору.
Также были высказаны замечания, что законопроектом не урегулирован вопрос об обеспечении пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполнявших обязанности страхователей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, до принятия настоящего проекта федерального закона.
Принимая во внимание необходимость незамедлительной реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 5-П, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов полагает возможным поддержать законопроект с учетом высказанных замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.