Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1023276-7 "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения и корректировки отдельных параметров исчисления налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых), внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1023276-7 "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Представленная законодательная инициатива, внося изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) предусматривает уточнение и корректировку отдельных параметров исчисления налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - НДД) и налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ).
Среди ключевых изменений действующей системы налогообложения добычи полезных ископаемых необходимо отметить следующие:
- отмена налоговой льготы по НДПИ при добыче высоковязкой и сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа-с и менее 10 000 мПа-с, а также 10 000 мПа-с и более (в пластовых условиях), с 1 января 2021 года, с одновременным расширением перечня месторождений, которые могут быть переведены на НДД;
- отмена налоговых льгот по НДПИ для месторождений, применяющих льготы по экспортной пошлине, предусмотренные Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", с возможностью перевода отдельных месторождений на НДД;
- отмена налоговой льготы, связанной с применением коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр Кв;
- отмена применения к налоговой ставке НДПИ коэффициента 0,7 налогоплательщиками, освобожденными по состоянию на 1 июля 2001 года от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Проектом федерального закона также уточняется и целый ряд параметров налогообложения добычи полезных ископаемых:
- уточняется порядок определения минимальной цены на газ в случае отсутствия цены на газ для соответствующего региона добычи;
- уточняется положение, позволяющее определять в качестве цены на попутный газ для целей исчисления НДД фактическую цену реализации, в случае реализации попутного газа собственникам объектов Единой системы газоснабжения и (или) организациям, в которых непосредственно или косвенно участвует собственник объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов;
- уточняется положение по определению цены на попутный газ и затрат на транспортировку как средневзвешенное значение цен по договорам за месяц;
- уточняется ряд положений по учету фактических расходов, а также использованию объектов амортизируемого имущества для целей исчисления НДД;
- ограничен перенос исторических убытков в размере не более 50 процентов такого убытка на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно. Также снижен коэффициент индексации до 1,07, определяющий сумму переноса на будущее убытков. При этом в случае реорганизации юридическому лицу - правопреемнику, ранее не являвшемуся плательщиком НДД, предоставляется право учесть не перенесенные (исторические) убытки реорганизуемого юридического лица, которое являлось до реорганизации плательщиком НДД;
- уточняется порядок определения значения удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД, согласно которому значение удельных расходов устанавливается в размере 7 140 рублей до 31 декабря 2023 г. и 8 600 рублей с 1 января 2024 г., а также подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, начиная с 2021 года;
- уточняется порядок применения налогового вычета по НДПИ, предусмотренного статьей 343.5 Налогового кодекса, путем установления цены на нефть в размере 25 долларов США за баррель.
Кроме того, проектом федерального закона вносятся изменения в перечни участков недр, имеющих право на переход к применению НДД:
- предоставляется право на переход к применению НДД ("2 группа") пользователям недр, добывающим нефть на участках недр, расположенных на территории Российской Федерации и включающих запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
- расширение перечня участков недр "3 группы", при добыче углеводородного сырья на которых применяется НДД, за счет выработанных месторождений и месторождений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, и на территории Сахалинской области;
- в целях налогообложения НДД проектом федерального закона расширяется перечень участков недр "4 группы".
Проектом федерального закона определяется применение коэффициента, характеризующего период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр (), в отношении участков недр, утративших право на применение понижающего коэффициента с 1 января 2021 года и расположенных на территории Российской Федерации и включающих запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в размере 1. Для отдельных месторождений углеводородного сырья значение коэффициента предлагается установить в размере 1,2 и 1,95 на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года. Также продлевается срок применения понижающего коэффициента для месторождений "5 группы", применяющих НДД.
Кроме того, налоговые ставки по НДПИ в отношении отдельных добытых твердых полезных ископаемых (за исключением торфа, горючих сланцев, сырья радиоактивных металлов, неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, подземных промышленных и термальных вод, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, концентратов и других полупродуктов, содержащих серебро, общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней) предлагается определять с учетом рентного коэффициента , значение которого составит 3,5.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, принятие проекта федерального закона позволит повысить эффективность взимания НДД и НДПИ, а также компенсировать недополученные доходы федерального бюджета от введения НДД и предотвратить дальнейшее снижение доходов федерального бюджета.
При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении необходимо согласовать отдельные положения рассматриваемого законопроекта и положения проекта федерального закона N 1023277-7 "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в части внесения изменений в одни и те же структурные единицы Налогового кодекса (изменения в статью 343.2 Налогового кодекса).
Также обращаем внимание на то, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект N 1023275-7 "О внесении изменений в статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", которым предусматривается исключение возможности Правительства Российской Федерации устанавливать особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин в отношении трудноизвлекаемой нефти. При этом, рассматриваемым законопроектом не предусмотрены изменения в подпункт 2 пункта 2 статьи 333.52, содержащий ссылки на особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин, установленных пунктом 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Полагаем, ко второму чтению данный вопрос целесообразно уточнить.
Законопроектом предлагается исключить из Налогового кодекса ставку налога за добычу многокомпонентной комплексной руды, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы. Вызывает сомнение правильность выбора в законопроекте структурной единицы Налогового кодекса - абзац сорок седьмой пункта 2 статьи 342 (пп. "б" п. 11 ст. 1 законопроекта), в связи с чем данное положение законопроекта необходимо уточнить ко второму чтению.
Требует уточнения также и представленный порядок вступления в силу законопроекта, предусматривающий, но не устанавливающий иные сроки его вступления в силу (п. 1 ст. 2 законопроекта).
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1023276-7 "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.