Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей
на проект федерального закона N 971098-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам национальностей (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 6 июля 2020 года N 272, пункт 94 рассмотрел проект федерального закона N 971098-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ", внесенный депутатами Государственной Думы В.П. Водолацким, М.И. Щаблыкиным, Д.В. Ламейкиным, С.А. Веремеенко, П.В. Шперовым, С.И. Крючеком, и сообщает следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2019 г. N 543 "О Всероссийском казачьем обществе" был утвержден устав Всероссийского казачьего общества, объединившего 11 войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. В 2019 году в Российской Федерации было создано всероссийское казачье общество.
Данный факт предопределил необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере организации и деятельности казачьих обществ.
Рассматриваемый проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ" призван устранить имеющиеся пробелы в правовом регулировании в части деятельности казачьих обществ, в том числе в связи с учреждением всероссийского казачьего общества.
Законопроектом предлагается внести изменение в абзац шестой пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 3321-1 "О реабилитации казачества", наделив казачество правом создания казачьих обществ. В действующей редакции данное право отсутствует, поскольку определение термина "казачье общество", как самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческих организаций, было закреплено в законодательстве Российской Федерации значительно позже - в связи с принятием Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и в статью 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества".
Кроме того, в пункте 1 статьи 6.2. Федерального закона от 12 января 1996 г.N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не предусмотрен такой вид казачьих обществ как всероссийское казачье общество, что создает препятствие для включения всероссийского казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Также всероссийское казачье общество не упоминается в статье 6 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", устанавливающей основные положения порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, внесение казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации является существенным условием для закрепления его правового статуса.
Авторы законопроекта предлагают устранить указанный пробел путем внесения соответствующих изменений в статью 6.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьи 2 и 6 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества". Правом направления в Минюст России представления по внесению всероссийского казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации предлагается наделить уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами (Федеральное агентство по делам национальностей).
Также проектом федерального закона предлагается обеспечить возможность прямого вхождения окружных (отдельских) казачьих обществ в состав всероссийского казачьего общества, внеся соответствующие изменения в пункт 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
Кроме того, законопроектом предлагается наделить атамана всероссийского казачьего общества правом вносить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами предложения по кандидатуре на должность атамана войскового казачьего общества.
В связи с этим предлагается внести изменения в часть 10.1 статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
Наряду с изложенным, в целях противодействия коррупции предлагается распространить обязанность представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей на атамана всероссийского казачьего общества.
В этой связи предлагается внести соответствующие изменения в статьи 16, 16.1 и 17 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", статью 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статьи 16, 16.1 и 17" следует читать "части 16, 16.1 и 17 статьи 5"
Рассматриваемый законопроект соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с системой федерального законодательства и направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере организации и деятельности казачьих обществ.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по делам национальностей поддерживает проект федерального закона N 971098-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Г. Газзаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.