Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 971098-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ",
внесенный депутатами Государственной Думы В.П. Водолацким, М.И. Щаблыкиным, Д.В. Ламейкиным, С.А. Веремеенко, П.В. Шперовым, С.И. Крючеком
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 6 июля 2020 года (протокол N 272, пункт 94) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 971098-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести в ряд федеральных законодательных актов изменения в целях уточнения статуса и правового положения Всероссийского казачьего общества и его атамана. В частности, предлагается установить, что Всероссийское казачье общество (далее ВсКО) - это одна из форм организации казачьего общества, которая подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, ВсКО предоставляется право вносить предложения по кандидатуре атамана войскового казачьего общества, устанавливается статус атамана ВсКО, его права и обязанности, в том числе в части противодействия коррупции.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее.
В настоящее время продолжается процесс возрождения российского казачества и укрепления его роли как составной и важной части гражданского общества. В связи с совершенствованием государственной политики в отношении российского казачества, развитием государственной службы российского казачества возникают новые задачи, которые требуют корректировки законодательства. Создание Всероссийского казачьего общества как консолидированной организации, обеспечивающей выполнение специальных целей организации и функционирования казачьих обществ, несомненно, направлено на укрепление единства казачества и его роли в обществе.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, однако обращает внимание на следующее.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2019 г. N 543 "О Всероссийском казачьем обществе" атаман ВсКО назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Срок полномочий атамана Всероссийского казачьего общества - шесть лет (пункт 59).
Предлагаемое законопроектом изменение в часть 17 статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ) не согласуется с действующим правовым регулированием в отношении освобождения от должности атамана ВсКО, так как его освобождение от должности осуществляется Президентом Российской Федерации, а не высшим органом управления войскового казачьего общества как это предусмотрено для атамана войскового казачьего общества. Вопрос наступления ответственности за непредставление или представление недостоверных, неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей требует дополнительного уточнения.
Требует уточнения формулировка предлагаемой нормы части 10 1 статьи 5 Федерального закона N 154-ФЗ, регламентирующей представление избранного атамана войскового казачьего общества Президенту Российской Федерации для утверждения. Действующая норма устанавливает, что представление осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами. Авторами законопроекта предлагается уточнить, что такое представление подготавливается на основании предложений ВсКО. Полагаем, с точки зрения юридической техники, правила четкости, доступности и лаконичности языка правовых актов, предлагаемую норму стоит изложить в отдельном предложении: "Представление на избранных атаманов войсковых казачьих обществ подготавливается на основании предложений Всероссийского казачьего общества".
Кроме того, принятие законопроекта потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты, помимо указанных в перечне, представленном авторами законопроекта:
1) Указ Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 233 "О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции";
2) Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции";
3) Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
4) Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. N 169 "О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".
Полагаем, развитие российского казачества, как несущего государственную службу разных видов, так и ведущего деятельность, не связанную с государственной службой, является важным фактором развития гражданского общества и его институтов.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию законопроекта с учетом замечаний и рекомендует принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.