Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 965268-7 "О ежемесячных денежных пособиях лицам, занятым ведением домашнего хозяйства, и о внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и Федеральный закон "О страховых пенсиях", внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Жироновским, Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить правовые основания назначения и выплаты ежемесячного денежного пособия лицам, занятым ведением домашнего хозяйства, а также внести изменения в Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Предметом законопроекта являются правовые основания назначения и выплаты ежемесячного денежного пособия лицам, занятым "ведением домашнего хозяйства". При этом, что относится к ведению домашнего хозяйства законопроектом не определено. Поскольку "ведение" предполагает совершение каких-либо действий, то проектируемый термин "домашнее хозяйство" по сути, является определением "ведения домашнего хозяйства", а термин "домашнее хозяйство" требует самостоятельного определения.
В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи также относятся усыновители и усыновленные. Таким образом, требует дополнительного пояснения отсутствие данных лиц в законопроекте.
Часть 6 статьи 1 законопроекта закрепляет, что порядок осуществления выплаты ежемесячного денежного пособия в связи с ведением домашнего хозяйства, порядок обращения домохозяйки (домохозяина) за назначением указанной выплаты и перечень документов, необходимых для ее назначения, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Вместе с тем, далее, в части 7 статьи 1 законопроекта установлено, что выплата ежемесячного денежного пособия в связи с ведением домашнего хозяйства осуществляется со дня обращения домохозяйки (домохозяина) по месту жительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В этой связи часть 7 статьи 1 законопроекта нарушает полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, в определении порядка обращения и подлежит исключению.
Предусмотренный статьей 3 законопроекта период одновременно требует установления его стоимостного выражения в виде величины индивидуального пенсионного коэффициента в части 12 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон), поскольку право на страховую пенсию возникает в соответствии со статьей 8 Федерального закона при наличии не только условий достижения определенного возраста и наличия страхового стажа не менее 15 лет, но и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, соответственно влияющего как на возникновения права на страховую пенсию, так и на ее размер.
Кроме того, отмечаем, что при внесении в Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период, и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период (статья 7 названного Федерального закона).
Поскольку проект федерального закона приведет к расходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виду осуществления выплаты ежемесячного денежного пособия в связи с ведением домашнего хозяйства, сообщаем, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.