Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне от 14 октября 2020 г. утверждено решением N 178/2.3
по проекту федерального закона N 1005078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (в части создания системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, поставляемой по государственному оборонному заказу) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1005078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (в части создания системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, поставляемой по государственному оборонному заказу), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Как следует из представленных материалов, изменения, предусмотренные законопроектом, направлены на совершенствование правового регулирования отношений в сфере государственного оборонного заказа в части обеспечения согласованности и оптимизации процессов разработки конструкторских, программных и эксплуатационных документов на всех этапах жизненного цикла вооружения, военной и специальной техники и реализации единой ценовой политики в области принятия решений по размещению и исполнению государственного оборонного заказа.
Для реализации такого подхода предлагается создание и функционирование следующих единых ресурсов:
федеральной системы каталогизации продукция для федеральных государственных нужд (далее - ФСКП), включая формирование и ведение в данной системе федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд (далее - ФКП);
информационно-аналитической системы сопоставления цен на однородные товары, работы, услуги (далее - ИАС ГОЗ), включая формирование, ведение и применение каталога товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу.
С целью формирования правовых основ данных ресурсов, законопроектом предлагается:
ввести в понятийный аппарат Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон) новые термины, такие как: "каталог товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу", "уникальный идентификационный номер", "участники информационного взаимодействия", "единые форматы", "федеральный каталог продукции для федеральных государственных нужд", "федеральный центр каталогизации", "федеральный номенклатурный номер";
ввести нормы, касающиеся создания и функционирования ФСКП и ИАС ГОЗ, ведения ФКП;
установить дополнительные обязанности для государственного заказчика, головных исполнителей, исполнителей с целью обеспечения эффективного функционирования данных систем.
Законопроектом устанавливается, что нормативно-правовое регулирование и координацию работ по созданию, развитию и функционированию ФСКП будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти, определённый Правительством Российской Федерации, а координацию работ по ведению ФКП - федеральный центр каталогизации.
В свою очередь предполагается, что оператором ИАС ГОЗ будет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа или по решению указанного органа подведомственное ему учреждение.
Комитет Государственной Думы по обороне концепцию законопроекта поддерживает, поскольку он направлен на повышения эффективности процессов исполнения государственного оборонного заказа.
Вместе с тем, обращаем внимание, что Правовым управлением Аппарата Государственной Думы по законопроекту высказан ряд объективных, по мнению Комитета по обороне, замечаний правового характера, в частности:
1) Согласно проектируемому определению "каталог товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу" "применяется для обеспечения государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу" (см. проектируемый пункт 16.1 статьи 2 Федерального закона). Отмечается, что государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу относится к предмету главы 4 Федерального закона, в которую проектом внесение соответствующих изменений не предусмотрено;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 16.1 статьи 2" следует читать "пункт 16.1 статьи 3"
2) Из части 2 проектируемой статьи 6.1-1 Федерального закона следует, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию и координации работ по созданию, развитию и функционированию федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, координирует работы, проводимых федеральным центром каталогизации. Вместе с тем из проектируемого определения федерального центра каталогизации следует, что это "юридическое лицо, осуществляющее координацию работ по ведению федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд". При этом порядок создания центра, требования, которым он должен соответствовать, его иные функции, кроме координации, в проекте не указаны (см. проектируемый пункт 18.1 статьи 3 Федерального закона);
3) Проект устанавливает, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, является оператором информационно-аналитической системы и ответственным за координацию работ по ее созданию, эксплуатации и модернизации (см. часть 2 проектируемой статьи 11.1 Федерального закона). Указанные положения следует согласовать со статьей 15.2 Федерального закона о полномочиях контролирующего органа;
4) Требуется уточнить понятие "участники информационного взаимодействия", из которого не ясно, о каком именно информационном взаимодействии идет речь - в рамках создаваемой информационно-аналитической системы или иных систем, указанных в Федеральном законе.
Кроме того, по мнению Комитета по обороне:
1) Понятие "каталог товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу" (см. пункт 16.1 статьи 1 законопроекта) не соответствует основному назначению данного каталога, сформулированному в проектируемой статье 16.1 законопроекта, в которой предусматривается применение данного каталога для обеспечения государственного регулирование цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу;
2) Понятие "федеральный каталог продукции для федеральных государственных нужд" (см. пункт 18.1 статьи 1 законопроекта) является некорректным, поскольку в данной формулировке не соответствует предмету регулирования Федерального закона "О государственном оборонном заказе", который устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения только государственного оборонного заказа. При этом определение термина "федеральный каталог продукции для федеральных государственных нужд" (см. пункт 18.1 статьи 1 законопроекта) предусматривает "структурированный перечень товаров, поставляемых по государственному оборонному заказу...", что не соответствует статье 1 Федерального закона "О государственном оборонном заказе", включающей в понятие "продукция" кроме "товаров" также "работы и услуги";
3) Законопроект не устанавливает к ФСКП требований с учетом ожидаемого размещения в ней информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну. При этом к ИАС ГОЗ такие требования предусматриваются;
4) В соответствии с пунктом 5 проектируемой статьи 6.1-1, а также пунктом 5 проектируемой статьи 11.1 законопроекта не подлежат размещению в указанных системах сведения о товарах, поставляемых в целях обеспечения органов безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом. По мнению Комитета по обороне указанное положение нуждается в корректировке с учетом положений статьи 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности". При этом обращаем внимание, что товары аналогичного назначения используются в деятельности иных субъектов оперативно-розыскной деятельности;
5) В части 7 проектируемой статьи 11.1 законопроекта используемая формулировка "государственные заказчики, головные исполнители, исполнители и иные органы власти и юридические лица" является, по нашему мнению, некорректной. В соответствии с определениями, содержащимися в статье 3 Федерального закона "О государственном оборонном заказе", головные исполнители и исполнители органами государственной власти не являются.
Комитет Государственной Думы по обороне полагает целесообразным: уточнить полномочия государственных заказчиков, а именно предоставить право устанавливать в государственных контрактах требование о маркировке продукции после ее каталогизации; а также корреспондирующие им обязанности головных исполнителей маркировать продукцию, включаемую в ФКП и устанавливать в контрактах требования о маркировке такой продукции к исполнителям; соответственно ввести в функции исполнителей обязанность маркировать продукцию, включенную в ФКП.
Вышеуказанные и иные имеющиеся у Комитета по обороне замечания не носят концептуального характера и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1005078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" в первом чтении.
Заместитель |
Ю.Н. Швыткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.