Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 973252-7 "О внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 6 июня 2020 года (протокол N 272, пункт 133) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в качестве соисполнителя рассмотрен проект федерального закона N 973252-7 "О внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее ТК РФ), дополнив статью 144 "Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений" новыми частями. В соответствии с предлагаемыми нормами, Правительство Российской Федерации получит право утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемых перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера и условий назначения указанных выплат. Кроме того, при утверждении Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, будет определяться сфера деятельности таких учреждений, на которые распространяются указанные требования, и срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с требованиями.
В настоящий момент Правительство Российской Федерации может устанавливать только базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Система оплаты труда работников государственных учреждений Российской Федерации (федеральных и субъектовых) и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в связи с чем оплата труда в федеральных и муниципальных учреждениях значительно различается.
Законопроект разработан во исполнение Перечня поручений по итогам совещания о модернизации первичного звена здравоохранения (утвержден Президентом Российской Федерации 8 октября 2019 г. N Пр-2064) и в первую очередь его нормы затронут медицинских работников. Безусловно, введение единой системы оплаты труда для работников медицинской сферы вне зависимости, работает лицо в федеральном учреждении или в сельской местности, является насущной необходимостью.
Однако, сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений обширна, система оплаты труда должна реформироваться в других сферах и затронуть широкий круг лиц: медицинских работников, работников детских садов, школ и иных образовательных учреждений, библиотек, музеев, учреждений культуры, спорта и туризма, научно-исследовательских институтов, аптек, служб занятости и социальной защиты, инженерных и противопожарных служб и иных государственных и муниципальных учреждений.
Применительно к местному уровню стоит учитывать, что согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В связи с тем, что большинство муниципальных образования сталкиваются с дефицитом бюджета, увеличение расходных обязательств по выплате заработных плат работникам муниципальных учреждений без указания источников финансирования таких выплат, может негативно повлиять на бюджеты муниципальных образований.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту субъект права законодательной инициативы отмечает, что реализация вводимых норм потребует дополнительных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оценка которых с определением их источников будет осуществлена при подготовке соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств публично-правовых образований по существующим видам расходных обязательств либо введение новых видов расходных обязательств, которые до этого не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту не содержится каких-либо расчетов, позволяющих оценить финансовые последствия его принятия для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Стоит заметить, что принятие Правительством Российской Федерации решения об установлении системы оплаты труда в одной из сфер деятельности государственных и муниципальных учреждений потребует соответствующие изменения ряда нормативно-правовых актов Российской Федерации, коллективных договоров, соглашений и изменения условий трудового договора.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.