Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 973252-7 "О внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 06.07.2020 года (протокол N 272, пункт 109) Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (соисполнитель) (далее - Комитет) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 973252-7 "О внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, включая требования к установлению окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера. Одновременно Правительством Российской Федерации будет определяться сфера деятельности работников, на которую распространяются требования, и срок, в течение которого необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с утверждаемыми требованиями.
До 1992 года использовались отраслевые системы оплаты труда работников, которые являлись важнейшим элементом управления персоналом в условиях плановой экономики и практической монополии государства в роли работодателя. Отраслевая система оплаты труда - это совокупность нормативных правовых актов (федеральных и региональных) по оплате труда работников бюджетных учреждений, отражающая особенности деятельности отдельных категорий работников различных отраслей бюджетной сферы и включающая тарифные и надтарифные (компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки) выплаты.
В 1992 году отраслевые системы оплаты труда работников были объединены в единую систему оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Отраслевые особенности организации и оплаты труда работников получили реализацию путем введения множества надтарифных выплат в виде доплат, надбавок, повышений к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.
Начиная с 1 января 2005 года в соответствии Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений.
В 2006 году в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения (статья 144), в соответствии с которыми системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Во многих субъектах Российской Федерации принятие решения о системах оплаты труда и о размерах окладов полностью или частично было передано на уровень организаций.
Опыт показывает, что делегирование полномочий по установлению размеров окладов на уровень организаций приводит к существенным различиям в размерах окладов по одинаковым должностям и необоснованной дифференциации в заработной плате в различных организациях одной отрасли одного субъекта Российской Федерации.
Комитет отмечает, что наделение Правительства Российской Федерации правом устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений позволит более гибко подходить к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли и создаст условия для совершенствования систем оплаты труда различных категорий работников бюджетной сферы.
Комитет предлагает усилить эффект от предложенной законодательной инициативы и не просто наделить Правительство Российской Федерации правом устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, но перевести данную функцию в обязанность Правительства Российской Федерации, чтобы не допустить вмешательства в формирование систем оплаты труда на региональном и муниципальном уровнях.
Рассматриваемый законопроект разработан во исполнение Перечня поручений по итогам совещания о модернизации первичного звена здравоохранения (утвержден Президентом Российской Федерации 8 октября 2019 года N Пр-2064) и в первую очередь его нормы затронут работников сферы здравоохранения. В современных условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 вполне очевидно и справедливо, что более пристальное внимание Правительство Российской Федерации уделяет системе оплаты труда в сфере здравоохранения. Однако, по мнению Комитета, одновременно должны реформироваться и системы оплаты труда в сфере образования, культуры, науки и других бюджетных сфер.
Комитет отмечает, что при установлении требований к отраслевым системам оплаты труда необходимо выделить в отдельную категорию работников организаций, осуществляющих свою деятельность в местностях с особыми климатическими условиями (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера, дальневосточные и арктические регионы). Также необходимо упорядочить систему надтарифных выплат (компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок).
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием реализация предлагаемого законопроекта потребует дополнительных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. По мнению Комитета, необходимо принять во внимание уровень долговой нагрузки и дотационности субъектов Российской Федерации при распределении финансовой нагрузки на региональные и муниципальные бюджеты.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает проект федерального закона N 973252-7 "О внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений".
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.