Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Целями законопроекта являются создание нормативной базы обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности и организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".
Законопроект разработан во исполнение поручения, содержащегося в пункте 14 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", согласно которому Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли, включая отмену избыточных требований при лицензировании экспорта и осуществлении валютного контроля, организацию (к 2021 году) взаимодействия субъектов международной торговли с контролирующими органами по принципу "одного окна". Также создание информационной системы "Одно окно" предусмотрено паспортом национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт" и паспортом федерального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта".
Для достижения заявленных целей законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов.
Статьей 2 законопроекта в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предлагается дать определение понятию "информационная система "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности" (далее - информационная система "Одно окно"), наделить Правительство Российской Федерации полномочиями устанавливать по согласованию с Банком России порядок функционирования названной системы, в том числе порядок взаимодействия в электронной форме в рамках этой системы участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и иными ведомствами, права и обязанности оператора информационной системы "Одно окно", перечень документов и информации, сроки и порядок их предоставления участниками внешнеторговой деятельности с использованием информационной системы "Одно окно". Также в соответствии с проектируемыми положениями Правительство Российской Федерации будет утверждать перечень государственных и иных услуг (функций), административных и иных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности, предоставление (исполнение) которых может осуществляться в электронной форме по принципу "одного окна" с использованием информационной системы "Одно окно".
Законопроектом предлагается наделить акционерное общество "Российский экспортный центр" (далее - АО "РЭЦ") функциями оператора информационной системы "Одно окно". В этом качестве АО "РЭЦ" сможет без доверенности действовать от имени, в интересах и с согласия участников внешнеторговой деятельности при обращении в уполномоченные органы и организации для получения разрешительных документов, необходимых для получения участниками внешнеторговой деятельности государственных и иных услуг (исполнения функций), участвовать в информационном взаимодействии информационной системы "Одно окно" с "единым окном" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, создаваемым в Российской Федерации в соответствии с принятыми в рамках Евразийского экономического союза решениями.
Также Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предлагается дополнить новой статьей 47.1, посвященной обеспечению взаимодействия в электронной форме участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и иными ведомствами в соответствии с их компетенцией. Обеспечение доступа участников внешнеторговой деятельности к информационной системе "Одно окно" будет осуществляться оператором данной системы на добровольной и безвозмездной основе. Доступ органов государственной власти Российской Федерации, органов и агентов валютного контроля и иных ведомств в соответствии с их компетенцией к документам и информации, содержащимся в информационной системе "Одно окно", также будет осуществляться на безвозмездной основе.
На оператора информационной системы "Одно окно" законопроект возлагает обязанность по обеспечению возможности использования содержащихся в информационной системе "Одно окно" документов и информации на протяжении всего срока их хранения, а также по защите информации и документов, обрабатываемых в информационной системе "Одно окно", в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, о персональных данных, о государственной тайне, о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.
Статьей 1 законопроекта вносится изменение в часть первую статьи 9 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части наделения АО "РЭЦ" полномочием по предоставлению Росфинмониторингу на безвозмездной основе информации и документов, необходимых для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), а также по обеспечению автоматизированного доступа к своим базам данных.
Изменения, которые предлагается внести в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (статья 3 законопроекта), нацелены на адаптацию процедур валютного контроля к информационной системе "Одно окно".
В частности, статьей 3 законопроекта устанавливается, что органы и агенты валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в отношении валютных операций резидентов, получивших доступ к информационной системе "Одно окно", получают документы и информацию, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, с использованием названной информационной системы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.
При представлении резидентами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию Банком России, органам и агентам валютного контроля в электронной форме с использованием информационной системы "Одно окно" документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, такие документы будут признаваться электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.
Документы и информация, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, представленные резидентами органу валютного контроля и (или) агенту валютного контроля с использованием информационной системы "Одно окно", не подлежат повторному представлению до изменения сведений, содержащихся в таких документах и информации.
Также положения статьи 3 законопроекта уточняют права и обязанности резидентов, подключившихся к информационной системе "Одно окно". В частности, законопроектом предлагается обязать резидентов представлять АО "РЭЦ" информацию об уполномоченных банках (филиалах уполномоченных банков), в которых у них открыты счета.
Комитет полагает, что принятие проектируемых норм позволит облегчить взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с органами государственной власти и иными уполномоченными органами, предоставит удобный канал доступа к государственным услугам, снизит издержки бизнеса за счет сокращения бумажного документооборота, оптимизирует административные процедуры и сократит барьеры в сфере международной торговли.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.