Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 996800-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания правового механизма реализации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) пользу блокируемых лиц.
Предлагаемая редакция части 2 статьи 3 и проектное изменение в часть 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" (далее - Федеральный закон N 281-ФЗ) (статья 1 законопроекта) в их взаимосвязи допускают неясность в отношении содержания вводимого понятия "блокируемые лица" в части, касающейся отнесения к указанным лицам иностранного государства.
Согласно части 3 проектной статьи 3.1 Федерального закона N 281-ФЗ (пункт 2 статьи 1 законопроекта) блокируемое лицо вправе осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, социальной выплаты, гарантированных государством в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов и штрафов блокируемого лица. Вместе с тем в проектной норме не учитывается, что юридическое лицо, в отношении которого имеются основания для замораживания (блокировки) денежных средств, в силу действующих норм налогового законодательства и законодательства об обязательных видах страхования (пенсионное, социальное, медицинское страхование) имеют публичные обязанности не только по перечислению обязательных платежей в бюджет в виде налогов, но и во внебюджетные фонды в виде страховых взносов, а также обязательства по оплате труда, предусмотренные трудовым законодательством. С учетом изложенного полагаем, что установленные ограничения должны содержать не только указанные изъятия, позволяющие блокируемым лицам исполнять свои публичные обязанности перед государством, но и обязанности по перечислению страховых взносов, оплате труда наемных работников. При этом в отношении организаций, осуществляющих операции с денежными средствами блокируемых лиц, необходимо установление механизма, позволяющего им осуществлять соответствующие операции (например, в очередности, установленной статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В отношении части 11 проектной статьи 3.1 Федерального закона N 281-ФЗ (пункт 2 статьи 1 законопроекта) не ясно, о каких уполномоченных федеральных органах исполнительной власти идет речь. Так, например, в части 9 проектной статьи 3.1 Федерального закона N 281-ФЗ (пункт 2 статьи 1 законопроекта) указаны федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контроль за реализацией организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
В статье 8 законопроекта предусмотрено внесение изменения в часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях", которое не соотносится с предметом регулирования данной статьи и не касается физических лиц, в отношении которых вводятся специальные экономические меры. Одновременно отмечаем, что указанное изменение, в отличие от предлагаемых изменений в иные федеральные законы, не предусматривает ссылку на Федеральный закон N 281-ФЗ.
Замечания аналогичного характера относятся к предлагаемому изменению в часть 2 статьи 5.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 244-ФЗ) (статья 9 законопроекта).
Из содержания проектной части 3.15 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ следует, что в соответствии с частью 4 проектной статьи 3.1 Федерального закона N 281-ФЗ устанавливаются правила реализации определенных специальных экономических мер. В то же время в части 4 указанной проектной статьи содержится перечень организаций, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом блокируемых лиц.
Обращаем внимание, что законопроект подготовлен без учета федеральных законов от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) и от 31 июля 2020 года N 270-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 270-ФЗ). Так, законопроектом предлагается дополнить подпункт 10 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" абзацем шестым (статья 4 законопроекта), при этом действующая редакция содержит четыре абзаца. В целях однозначного понимания вносимого изменения обращаем также внимание на содержание абзаца первого подпункта 10 (в редакции Федерального закона N 196-ФЗ).
В проектной статье 15.2 Федерального закона N 244-ФЗ (пункт 3 статьи 9 законопроекта) предусмотрены особенности лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах. При этом не учитывается, что Федеральным законом N 270-ФЗ Федеральный закон N 244-ФЗ уже дополнен статьей 15.2, в которой указаны особенности приостановления действия и аннулирования лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах в отношении организатора азартных игр в букмекерской конторе.
Проектом федерального закона предлагается дополнить пункт 6 части 4 статьи 2.3 Федерального закона от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ "О ломбардах" подпунктом "д" (статья 10 законопроекта), а также дополнить часть 1.1 статьи 7 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ) пунктом 9 (статья 13 законопроекта). В связи с этим обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 196-ФЗ с 11 января 2021 года указанная норма Федерального закона "О ломбардах" утрачивает силу, с 12 октября 2020 года указанная норма Федерального закона N 151-ФЗ дополнена пунктами 9 - 11.
В целях сохранения наименования законопроекта необходимо поменять нумерацию статей, расположив изменяемые федеральные законы в соответствии с хронологией. Однако в случае, если статьи законопроекта останутся в том порядке, в каком они расположены в представленном законопроекте, то необходимо будет изменить наименование на следующее:
"О внесении изменений в Федеральный закон "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.