Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 октября 2020 г. N 5.1-01/2476
на проект федерального закона N 1015072-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индонезией о взаимной правовой помощи по уголовным делам", принятому Государственной Думой 22 октября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 29 августа 2020 года (N 1015072-7).
Ратифицируемым Договором, подписанным в городе Москве 13 декабря 2019 года, устанавливаются международно-правовые основы российско-индонезийского сотрудничества по вопросам оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам.
В соответствии со статьёй 1 Договора Стороны обязуются оказывать друг другу взаимную правовую помощь по уголовным делам. Правовая помощь оказывается, если деяние, в связи с которым поступил запрос о правовой помощи (далее - запрос), является уголовно наказуемым согласно законодательству обеих Сторон. Вместе с тем запрашиваемая Сторона может по своему усмотрению оказать правовую помощь также в случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является уголовно наказуемым согласно её законодательству.
Договором среди прочего определены: центральные органы Сторон, уполномоченные выполнять Договор, которыми являются Министерство юстиции Российской Федерации (по вопросам, связанным с деятельностью судов Российской Федерации), Генеральная прокуратура Российской Федерации (по всем иным вопросам оказания правовой помощи), Министерство юстиции и по правам человека Республики Индонезии (статья 3); форма и содержание запроса (статья 4); основания отказа или отсрочки в оказании правовой помощи (статья 6); положения, касающиеся обеспечения конфиденциальности и ограничения в использовании информации (статья 8); порядок исполнения запросов (статья 9); порядок получения доказательств на территории запрашиваемой Стороны (статья 11); правила исполнения запросов об обыске и выемке (статья 13).
Предусмотрено, что запрос и документы к нему сопровождаются переводом на язык запрашиваемой Стороны либо по предварительной договорённости центральных органов Сторон на английский язык. Это же правило применяется при направлении ответа на запрос (статья 5).
Договором урегулированы вопросы, касающиеся вызова свидетелей, потерпевших и экспертов на территорию запрашивающей Стороны, и передачи запрашивающей Стороне лиц, содержащихся под стражей, в том числе отбывающих наказание в виде лишения свободы. В отношении свидетеля, потерпевшего или эксперта Договором установлено, что они добровольно принимают решение о явке в случае поступления запроса о вызове этих лиц на территорию запрашивающей Стороны. Лицо, содержащееся под стражей, независимо от его гражданства может быть передано на время запрашивающей Стороне для дачи показаний в качестве свидетеля или потерпевшего либо для производства иных процессуальных действий, указанных в запросе, при условии, что это лицо будет возвращено запрашиваемой Стороне в определённые ею сроки (статьи 15, 17).
Согласно его статье 23 Договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения последнего уведомления Сторон о выполнении ими процедур, необходимых для его вступления в силу. Договор прекращает действие по истечении 180 дней с даты получения одной Стороной уведомления другой Стороны о её намерении прекратить его действие. Прекращение действия Договора не является основанием для неисполнения запросов, направленных до даты прекращения его действия.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Договор согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Договор подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части отказа Стороны в оказании правовой помощи, если это может нанести ущерб её суверенитету и публичному порядку, содержит правила иные, чем предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, и поскольку предметом Договора являются права человека и гражданина.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 6 ноября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации П.В. Степанову.
Временно исполняющий |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.