Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 2 ноября 2020 г. N 3.4-05/1404
на проект федерального закона N 1015072-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индонезией о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индонезией о взаимной правовой помощи по уголовным делам" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 октября 2020 года.
Договором, подписанным 13 декабря 2019 года в городе Москве, устанавливаются международно-правовые основы российско-индонезийского сотрудничества по вопросам оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Договор предусматривает укрепление юридических основ оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, повышение эффективности деятельности Российской Федерации и Республики Индонезии в борьбе с преступностью.
Российская Федерация и Республика Индонезия (далее - Стороны) в соответствии с Договором оказывают друг другу взаимную правовую помощь по уголовным делам (далее - правовая помощь) (пункт 1, статья 1). Правовая помощь оказывается в соответствии с Договором, если деяние, в связи с которым поступил запрос, является уголовно наказуемым согласно законодательству обеих Сторон.
Договор в соответствии с пунктом 3 статьи 1 имеет целью исключительно оказание одной Стороной правовой помощи другой Стороне. Положения Договора не ведут к возникновению у каких-либо физических и юридических лиц права получать или исключать доказательства либо препятствовать исполнению запроса о правовой помощи.
Договором определяются условия, при которых осуществляется правовая помощь, виды и объем оказываемой Сторонами правовой помощи (статья 2), устанавливаются требования к форме и содержанию запроса об оказании правовой помощи (статья 4), порядок исполнения такого запроса (статья 9). Статья 19 Договора посвящена особым случаям оказания правовой помощи. Запрашиваемая Сторона представляет выписки из уголовных дел и (или) имеющие к ним отношение документы или предметы, которые необходимы для расследования и (или) судебного разбирательства, если ее компетентные органы могут получать их в соответствующих случаях, за исключением документов и предметов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
В целях обеспечения надлежащего сотрудничества Сторон в рамках Договора назначаются центральные органы Сторон (статья 3). От Российской Федерации центральными органами являются - Министерство юстиции Российской Федерации (вопросы, связанные с деятельностью судов Российской Федерации) и Генеральная прокуратура Российской Федерации (иные вопросы оказания правовой помощи).
Договор содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, в соответствии со статьей 6 Договора в правовой помощи отказывается, если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или другим существенным интересам запрашиваемой Стороны. Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации такое основание для отказа в оказании правовой помощи по уголовным делам не предусмотрено. Кроме того, Договор содержит положения, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина. В связи с этим Договор подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации".
В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация Договора не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Договор вступает в силу (пункт 2 статья 23) по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления Сторон о выполнении ими внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Договор прекращает свое действие по истечении 180 дней с даты получения по дипломатическим каналам одной Стороной письменного уведомления другой Стороны о ее намерении прекратить его действие (пункт 3 статья 23).
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует одобрить Федеральный закон.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индонезией о взаимной правовой помощи по уголовным делам".
Первый заместитель |
С.И. Кисляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.