Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1057385-7 "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О связи"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О связи" (далее - законопроект) разработан в целях повышения эффективности осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Законопроект предусматривает обязанность оператора связи, оказывающего услуги связи для целей кабельного вещания, предоставлять федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, и радиочастотной службе доступ к своей сети связи в целях установки в ней технических средств контроля в порядке, предусмотренном указанным органом.
Предлагаемые изменения обусловлены трудностями, с которыми сталкивается Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) и ее территориальные органы при осуществлении государственного контроля и надзора в отношении каналов, распространяющихся исключительно в кабельной сети связи, и российских юридических лиц, осуществляющих формирование таких каналов и их распространение в установленном порядке на основании лицензии на вещание (далее - вещатели), выражающимися в следующем.
Для исполнения полномочий, определённых Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологиях и массовых коммуникаций, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года N 228, Роскомнадзор увеличил до 99,7% долю мероприятий по контролю и надзору, проводимых без взаимодействия с проверяемыми лицами в соответствии с частью 3 статьи 56 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" и в порядке, определённом Положением об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 75 (далее - систематические наблюдения).
В 2018 году территориальными органами Роскомнадзора проведено 11167 систематических наблюдений, в 2019 году - 10477. В 2020 году планируется провести 11354 таких мероприятий.
Стоит отметить, что при проведении систематического наблюдения в отношении телеканала, телепрограммы или вещателя сотрудникам территориального органа Роскомнадзора необходимо проанализировать запись эфира СМИ, чтобы оценить соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации.
При этом в случае проведения систематического наблюдения в отношении канала, распространяющегося исключительного в кабельной сети связи, или вещателя, владеющего лицензией на кабельное вещание или универсальной лицензией (без внесения конкретных частот), для получения записи эфира СМИ необходимо установить записывающее оборудование на сети связи оператора, оказывающего услуги связи для целей кабельного вещания.
Таким образом, чтобы провести проверку соблюдения редакциями кабельных телеканалов, телепрограмм и их вещателями требований действующего законодательства Российской Федерации, не вступая с ними во взаимодействие, территориальному органу Роскомнадзора или радиочастотной службе требуется заключать договоры с операторами связи, оказывающими услуги связи для целей кабельного вещания.
В настоящее время радиочастотной службой заключены договоры с 49 крупными операторами связи, оказывающими услуги связи для целей кабельного вещания, что позволяет охватить контролем только крупные кабельные каналы.
Вместе с тем Роскомнадзор и его территориальные органы регулярно сталкиваются с ситуациями, когда при выявлении нарушений действующего законодательства Российской Федерации у канала, распространяющегося исключительно в кабельной сети связи и преимущественно в пределах одного субъекта Российской Федерации, вещатель данного кабельного канала преднамеренно заключает договор с другим оператором связи, оказывающим услуги связи для целей кабельного вещания, одновременно расторгая договор с оператором связи, к сети связи которого у Роскомнадзора имеется доступ.
При этом всего в Российской Федерации:
- выдано лицензий на оказание услуг связи для целей кабельного вещания 1864 операторам связи;
- в реестре зарегистрированных средств массовой информации содержится запись о 9704 действующих телеканалах, телепрограммах, радиоканалах, радиопрограммах;
- 3170 действующих лицензий на кабельное вещание и универсальных лицензий (без внесения конкретных частот).
Исходя из представленной статистики и согласно предварительным данным, около 60% каналов и программ, распространяющихся исключительно в кабельной сети связи и преимущественно в пределах одного субъекта Российской Федерации, находятся вне контроля.
Следует отметить, что согласно отраслевому докладу Федерального агентства по печати "Телевидение в России в 2019 году" подавляющее большинство населения Российской Федерации - 80% - пользуется услугами платного ТВ (кабельное и спутниковое телевидение, IPTV).
Кроме того, государственная политика в области телерадиовещания направлена на стимулирование развития кабельного вещания и развитие новых видов телевизионного вещания, включая телевидение высокой четкости и с элементами интерактивности.
Вслед за ростом потребления платного контента (кабельное и спутниковое вещание) возрастает необходимость проведения большего количества систематических наблюдений в отношении кабельных каналов и их вещателей, что, в конечном счете, ведёт к увеличению расходов, связанных с подключением к сетям операторов связи, оказывающих услуги связи для целей кабельного вещания. Кроме того, все чаще операторы связи отказывают радиочастотной службе в заключении договоров, фактически лишая возможности осуществить проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
Данная ситуация создает риски распространения информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и свержению конституционного строя, экстремистские материалы, а также материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости.
В целях урегулирования данных обстоятельств предлагается принять законопроект.
Операторы связи, оказывающие услуги связи для целей кабельного вещания, не понесут каких-либо дополнительных расходов, связанных с принятием законопроекта. Для осуществления записи эфира каналов (программ), распространяющихся в сетях операторов связи, будет использоваться записывающее оборудование, которое в достаточном количестве имеется в подведомственном Роскомнадзору ФГУП "ГРЧЦ".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О связи"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О связи" не повлечет дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О связи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О связи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.