Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1058922-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - законопроект) разработан в целях реализации мер помощи пострадавшим от последствий новой коронавирусной инфекции.
В связи с принятием Федерального закона от 20.07.2020 года N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Федеральный закон) был реализован ряд мероприятий по поддержке граждан и хозяйствующих субъектов, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации, в связи с распространением пандемии.
Так, Федеральным законом предоставлена рассрочка исполнения требований исполнительных документов о взыскании задолженности по налогам, сборам, страховым взносам или кредитному договору (займу) должникам - юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Рассрочка подлежит предоставлению на сумму до 15 млн. рублей, на срок указанный в заявлении, но не более, чем на 12 месяцев и не позднее, чем до 1 августа 2021 года, если Правительством Российской Федерации не установлен иной срок.
Также Федеральным законом предоставляется рассрочка по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов, содержащих требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) в отношении должников - граждан, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов и иного имущества, если совокупный размер пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца должника-гражданина составляет менее двух величин минимального размера оплаты труда. Рассрочка представляется на срок указанный в заявлении, но не более, чем на 24 месяца и не позднее, чем до 1 июля 2022 г., если Правительством Российской Федерации не установлен иной срок.
Наряду с этим, в целях обеспечения безопасности граждан в период карантинных мероприятий, Федеральным законом установлены положения, согласно которым в отношении должников - граждан и индивидуальных предпринимателей до 31 декабря 2020 года включительно, если иной срок не установлен Правительством Российской Федерации, не будут применяться меры принудительного исполнения, связанные с арестом и изъятием имущества должника, находящегося по месту их жительства (пребывания), за исключением транспортных средств.
Вместе с тем сохраняющаяся сложная эпидемиологическая ситуация на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции объективно требует продления мер по поддержке наиболее уязвимых категорий граждан и бизнеса, сохраняющих финансовую нестабильность.
По состоянию на октябрь 2020 года на принудительном исполнении в ФССП России находятся исполнительные производства о взыскании налогов, сборов или кредитной задолженности в отношении:
должников - организаций и индивидуальных предпринимателей, - в количестве более 2,2 млн., с суммой задолженности - более 860 млрд. рублей, из них кредиты - на сумму более 676 млрд рублей;
физических лиц, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов - 1,9 млн. на сумму более 361 млрд. рублей, из которых кредиты более 354 млрд. рублей.
В этой связи законопроектом предусматривается продление действия Федерального закона N 215-ФЗ в отношении исполнительных документов, предъявленных к принудительному исполнению до 1 мая 2021 года.
Одновременно до 1 июля 2021 года предполагается продлить период, в который судебным приставом-исполнителем в отношении должников-граждан не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств (автомобильных транспортных средств, мотоциклов, мопедов и легких квадрициклов, трициклов и квадрициклов, самоходных машин).
Реализация предлагаемых мер позволит сохранить защиту граждан и организаций, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции, и минимизировать ее негативные последствия.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также отрицательно не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.