Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 18 июня 2020 г. N 218
по проекту федерального закона N 946012-7 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части создания или модернизации государственной информационной системы)"
- внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Во исполнение решения Совета Государственной Думы от 20 мая 2020 года (протокол N 264, пункт 44) Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее также - Комитет) рассмотрел в пределах своей компетенции проект федерального закона N 946012-7 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект решает задачу обеспечения правовой регламентации оборота информации, содержащаяся в государственных информационных системах (далее - ГИС), созданных и эксплуатируемых коммерческими организациями в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) или заключенных концессионных соглашений. Законопроект устанавливает, что концессионным соглашением или соглашением о ГЧП должен определяться обладатель информации содержащейся в ГИС. В частности, если информация создается или используется в целях осуществления полномочий органов государственной власти, то таким обладателем является концедент или публичный партнер в лице государства.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, поскольку им восполняется правовой пробел профильного Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации), не содержащего прямого указания о закреплении за соответствующим публично-правовым образованием права на обладание информацией, содержащейся в ГИС, и являющейся согласно закону государственным информационным ресурсом.
Признавая необходимость принятия законопроекта, Комитет считает необходимым обратить внимание на ряд проектируемых положений, нуждающихся в дополнительном обсуждении в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.
Так законопроектом при определении сферы использования содержащей в ГИС информации исключительно для целей осуществления полномочий органами государственной власти не приняты во внимание вступающие в силу изменения Конституции Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории (часть 3 статьи 132 новой редакции Конституции Российской Федерации). В этой связи Комитет полагает необходимым распространить действие упомянутого положения также на органы местного самоуправления.
По мнению Комитета положенный в основу концепции законопроекта подход к определению правообладателя на содержащуюся в ГИС информации в зависимости от того, используется ли она для осуществления полномочий государственных органов или нет, содержит значительную субъективную составляющую. Поскольку полномочия органов публичной власти весьма обширны, провести четкое разграничение и классификацию информации по данным категориям представляется весьма затруднительным.
С другой стороны, частью 9 статьи 14 Закона об информации установлено, что вся информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения являются государственными информационными ресурсами. Кроме того законом установлено, что указанная информация является официальной.
В этой связи непонятно, какая иная информация, не являющаяся государственным информационным ресурсом, не предназначенная "для осуществления полномочий государственных органов" и которая согласно принципам ГЧП может использоваться частным партнером в коммерческих целях, может (помимо официальной) содержаться в ГИС?
Также у Комитета вызывает сомнение правовая обоснованность использования понятия "заинтересованных лиц" (которым согласно законопроекту концессионер или частный партнер в случае, если он является обладателем информации, содержащейся в такой информационной системе, обязан обеспечивать недискриминационный доступ к указанной информации) в контексте статьи 8 Закона об информации, согласно которой к указанной категории относятся лица, имеющие право на бесплатное получение информации, затрагивающей их права и установленные законодательством РФ обязанности. Вопрос заключается в том, каким образом можно исходя из перечня прав и обязанностей субъектов гражданско-правовых отношений однозначно установить исчерпывающий объем находящейся в свободном доступе информации из ГИС?
Поскольку до настоящего времени в законодательстве РФ отсутствует универсальное определение "заинтересованности" и последнее применяется на практике в зависимости от конкретного юридического контекста, то Гражданский кодекс РФ при определенных обстоятельствах предоставляет указанной категории лиц полномочия на предъявление определенных требований (в данном случае требований к обладателю информации, содержащейся в ГИС).
По мнению Комитета ко второму чтению следует рассмотреть возможность уточнения понятия "заинтересованных лиц" и унификации перечня сведений государственного информационного ресурса, находящихся в свободном доступе.
Ровно такие же претензии справедливы в отношении положения об обеспечении "недискриминационного доступа" к указанной информации. В настоящее время указанное понятие достаточно широко распространено и регламентировано в целях обеспечения доступа к различного рода товарам, работам, услугам (к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, к услугам по подключению к системам теплоснабжения и передачи тепловой энергии, к, инфраструктуре связи, предназначенной для оказания универсальных услуг и т.д.).
В этой связи Комитету представляется целесообразным рекомендовать дополнить законопроект положением, относящим к полномочиям Правительства РФ утверждение Правил недискриминационного доступа к информации, содержащейся в ГИС.
С учетом изложенного, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 946012-7 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.