Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 946012-7 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 946012-7 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отмечает следующее.
Действующей частью 5.1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определено, что в случае создания или модернизации государственной информационной системы на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве, функции оператора данной системы в порядке, определяемом указанными соглашениями, осуществляются соответственно концессионером или частным партнером. Предлагаемой законопроектом новой редакцией части 5.1 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона действующая норма дополняется рядом положений. Так, законопроектом определяются требования к содержанию концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве, если предметом указанного соглашения являются государственные информационные системы. В частности, предполагается, что если информация государственных информационных систем создается или используется в целях осуществления полномочий государственных органов, то обладателем данной информации является концедент или публичный партнер, если иное не предусмотрено законом. Если вышеуказанная информация государственной информационной системы используется в иных целях, то концессионным соглашением или соглашением о государственно-частном партнерстве допускается возможность, что концессионер или частный партнер могут являться обладателем такой информации. На концессионера или частного партнера, если он является обладателем информации, содержащейся в государственной информационной системе, возлагается обязанность обеспечения недискриминационного доступа к данной информации заинтересованных лиц. Также дополнением части 9 статьи 14 Федерального закона на оператора государственной информационной системы наряду с государственными органами возлагается обязанность обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Обращаем внимание, что отдельные положения рассматриваемого законопроекта нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также в юридико-технической и лингвостилистической корректировке.
Необходимо отметить, что требования к содержанию концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве являются предметом регулирования соответственно Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и Федерального закона от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Согласно пункту 5 статьи 2 и статье 6 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", обладатель информации это лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким либо признакам. Обладателем информации при этом может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. При этом пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" установлено, что концессионер это индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующее без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица. Таким образом, по смыслу положений законопроекта в случаях создания, эксплуатации и модернизации государственных информационных систем на основании концессионных соглашений, обладателем информации, созданной или используемой в иных целях, смогут быть иностранные юридические лица.
Обращаем внимание, что значительный массив информации в государственных информационных системах является информацией ограниченного доступа, содержащей, в том числе, персональные данные граждан Российской Федерации, а также сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, что необходимо учесть при доработке законопроекта ко второму чтению. Статьей 10 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне" определено, что материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием возмещается государством. В этой связи полагаем, что для реализации положений законопроекта могут потребоваться дополнительные средства за счет бюджета Российской Федерации. Одновременно необходимо обратить внимание, что согласно вышеуказанной норме Закона Российской Федерации "О государственной тайне" собственник информации вправе обжаловать в суд действия ущемляющие права собственника информации. Также установлено, что не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.
В этой связи полагаем необходимым включение в законопроект положений о контрольно-надзорных полномочиях за деятельностью операторов государственных информационных систем, являющихся обладателями содержащейся в таких системах информации, определить механизм отчуждения таких прав в случаях ненадлежащего использования такой информации либо ее использования с нарушением законодательства.
В целях укрепления российской государственности представляется также критически важным уточнение перечня информации, содержащейся в государственных информационных системах, которая может использоваться не в целях осуществления полномочий государственных органов, а также определение закрытого перечня такой информации либо ее признаков (обезличенность, подлежащая публичному опубликованию, официальная статистическая информация и т.д.).
Отмечаем, что из законопроекта целесообразно исключить положение, допускающее на основании федерального закона обладание информацией, содержащейся в государственной информационной системе, используемой для целей осуществления полномочий государственных органов лицом, не являющимся концедентом или публичным партнером.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2009 года N 7-П нормы, предусматриваемые в законодательстве Российской Федерации, должны соответствовать требованиям правовой определенности. Однако ряд терминов в законопроекте не раскрывается. В этой связи требуется определение изложенных в законопроекте терминов "заинтересованные лица" и "недискриминационный доступ", а также установить, какой орган определяет порядок указанного доступа. Необходимо также законодательно раскрыть содержание иных целей использования информации, содержащейся в государственных информационных системах, поскольку частью 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что государственные информационные системы создаются, в том числе в иных установленных федеральными законами целях.
Учитывая необходимость разработки подзаконных актов с учетом высказанных предложений, полагаем целесообразным при доработке проекта федерального закона уточнить сроки его вступления в силу.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает проект федерального закона N 946012-7 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.Е. Хинштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.