Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1062524-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях исключения необходимости создания в городе Москве филиалов центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях исключения необходимости создания в городе Москве филиалов центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий" предусматривает исключение положения о том, что соответствующие центры имеют филиалы в городе Москве, если город Москва не является местом их нахождения.
Кроме того, законопроектом предусмотрено исключение возможности предоставления объектов культурного наследия, включенных в реестр и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
На сегодняшний день предложенные законодательные изменения касаются исключительно вопроса об открытии московского филиала Фонда "Президентский центр Б.Н. Ельцина" (Ельцин Центра), которое вызывает активное общественное недовольство.
С одной стороны, это связано со стабильно отрицательной оценкой большинством граждан роли Б.Н. Ельцина в истории России (в частности, согласно опросам ФОМ). Многие граждане обоснованно ставят ему в вину разрушение великого государства - СССР.
С другой стороны, общественный протест против строительства филиала Ельцин Центра в Москве связан с не менее негативным отношением граждан к современной деятельности организации.
Согласно установленным Федеральным законом целям деятельности организации, Ельцин Центр обязан вести изучение и публичное представление исторического наследия бывшего президента Б.Н. Ельцина. Даже если оставить за скобками, насколько объективно и всесторонне организацией освещается роль первого главы Российской Федерации в трагических событиях 90-х годов XX века, фактическая деятельность Ельцин Центра, насколько можно судить, не вполне соответствует не только уставу организации, но и законодательству страны.
Так, например, в 2017 году прокуратурой города Екатеринбурга установлено, что в рамках программы "Шведская модель" на территории Ельцин Центра с нарушением требований Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" демонстрировался короткометражный фильм "Непокорный", содержащий сцены сексуального характера, употребления подростками табачных изделий и алкоголя.
16 января 2017 года в Ельцин Центре была показана кинокартина "Пермь-36. Отражение", представляющая в положительном ключе деятельность Автономной некоммерческой организации Мемориальный центр истории политических репрессий "Пермь-36" (АНО "Пермь-36"), отметившейся фактической героизацией Организации украинских националистов, "Лесных братьев" и иных нацистских коллаборантов.
Директор указанной НКО Виктор Шмыров открыто высказывается в поддержку гитлеровских пособников: "ОУН до 1945 года воевала с фашистами, а потом стала воевать с Красной армией. У них тоже своя правда".
Председатель правления АНО "Пермь-36" Алексей Симонов еще более категоричен в оправдании нацистских коллаборантов: "Ребята, которые были обозваны бандеровцами, - это же благороднейшие, прелестные люди. Прелестные. Я с ними знаком. Я горжусь, что я с ними знаком. Но в сегодняшней обстановке из них надо делать врагов, а я не хочу из них делать врагов, это было бы несправедливо".
Показанный в кинофильме член правления АНО "Пермь-36" Сергей Ковалев ранее заявлял о лицах, отбывавших наказание в соответствующем лагере: "Самый большой контингент были литовские, латвийские и эстонские "лесные братья" и западно-украинское сопротивление - т.н. "бандеровцы", как теперь их называют и клянут... И, в общем, я вам скажу, это были очень хорошие люди... И украинцы-западники - это были замечательные люди... Навешали им бог знает чего: и зверства, и жестокости, и разное прочее. А они воевали за свою родину".
Демонстрация кинофильма "Пермь-36. Отражение", имеющего признаки героизации пособников нацистов, характеризует Ельцин Центр как организацию, деятельность которой не соответствует законодательству Российской Федерации в части недопустимости оправдания преступлений коллаборантов гитлеровской Германии. Антиисторичность и антигосударственная направленность работы Ельцин Центра заслуживает тщательной проверки компетентными органами, а не финансирования из бюджета.
С 2016 года на перестройку объекта культурного наследия "Городская усадьба Долгоруковых-Бобринских, 2-я пол. XVIII в. - XIX в." под московский филиал Ельцин Центра из федерального бюджета было израсходовано около 1,65 млрд рублей.
Более того, проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" на фоне сокращения расходов социального характера предусматриваются дополнительные выплаты Ельцин Центру в размере 300 млн рублей.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях исключения необходимости создания в городе Москве филиалов центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий" создаст условия для оптимизации государственных трат в кризисный период. Законопроект позволит изъять усадьбу Долгоруковых-Бобринских из пользования Ельцин Центра и перепрофилировать указанный объект культурного наследия под социальные нужды москвичей.
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (ст. 52.1) позволяет передавать освободившиеся помещения общественным организациям инвалидов, детским общественным объединениям и благотворительным организациям. В настоящее время в Москве проживает более одного миллиона человек (в том числе 42,2 тысячи детей) с ограниченными возможностями. Столичные организации инвалидов или иные общественные объединения, несомненно, смогут найти отреставрированной городской усадьбе оптимальное применение в интересах социально уязвимых людей, нуждающихся в дополнительных помещениях для всесторонней реабилитации и достойного досуга.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях исключения необходимости создания в городе Москве филиалов центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях исключения необходимости создания в городе Москве филиалов центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях исключения необходимости создания в городе Москве филиалов центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях исключения необходимости создания в городе Москве филиалов центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.