Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 20 октября 2020 г. N 232
на проект федерального закона N 946753-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах" в части установления норматива по выплате дивидендов в размере не менее 50 процентов чистой прибыли в отношении обществ, более пятидесяти процентов акций в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности"
(внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым и другими)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 946753-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах" в части установления норматива по выплате дивидендов в размере не менее 50 процентов чистой прибыли в отношении обществ, более пятидесяти процентов акций в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается обязать акционерные общества, более пятидесяти процентов акций в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности (далее - компании с государственным участием), направлять на выплату дивидендов не менее 50 процентов чистой прибыли.
Согласно пояснительной записке, указанная мера призвана способствовать повышению эффективности использования государственной собственности и соответствующему увеличению доходов федерального бюджета, росту капитализацию компаний с государственным участием и повышению качества реализуемых ими инвестиционных проектов, а также созданию равных, конкурентных условий в экономике за счет устранения необоснованных преимуществ, которые указанные компании получают в результате занижения уровня отдачи на вложенный акционерный капитал.
Недополученные государством дивиденды авторы законопроекта предлагают рассматривать в качестве субсидии компаниям с государственным участием, предоставление которой способствует неоптимальному размещению дефицитных бюджетных ресурсов и ведет к прямым потерям общественного благосостояния, а относительно низкий уровень их дивидендной доходности - в качестве свидетельства их недостаточной эффективности и искажения конкурентной рыночной среды, что может вести к направлению финансовых ресурсов в инвестиционные проекты на нерыночных условиях.
Как указано в заключительной части пояснительной записки, законопроект направлен на обеспечение сбалансированности федерального бюджета, равно как и на повышение эффективности и прозрачности использования государственного имущества и деятельности компаний с государственным участием.
Аналогичный законопроект уже вносился в Государственную Думу в 2018 году и был отклонен из-за наличия концептуальных замечаний (Постановление Государственной Думы от 22 января 2019 года N 5642-7 ГД "О проекте федерального закона N 421075-7 "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" в части установления норматива по выплате дивидендов в размере не менее 50 процентов чистой прибыли в отношении обществ, более пятидесяти процентов акций в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности"). Представленный законопроект не предлагает новых способов решения проблемы повышения эффективности деятельности компаний с государственным участием, в связи с чем сохраняют актуальность все замечания, обозначенные ранее к аналогичному законопроекту.
Так, по мнению Комитета, закрепление на законодательном уровне требования о направлении на выплату дивидендов не менее 50 процентов чистой прибыли компаний с государственным участием не способно обеспечить реализацию целей законопроекта.
Проектируемая норма ослабляет экономические стимулы для активного наращивания прибыли компаниями с государственным участием и, по сути, носит демотивирующий характер. Более того, принятие такой нормы может создать предпосылки для искусственного занижения их прибыли. С этих позиций представляется важным, что регулятивное воздействие должно быть направлено не на конечный финансовый результат деятельности компаний с государственным участием, а на процесс его формирования, в том числе за счет более эффективного участия представителей государства в принятии управленческих решений советом директоров таких компаний.
Следует также учитывать, что согласно действующему акционерному законодательству принятие решения о выплате дивидендов является правом, а не обязанностью общества, а само распределение прибыли общества, в том числе выплата (объявление) дивидендов, относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров общества.
Кроме того, чистая прибыль общества, выступающая источником выплаты дивидендов, одновременно служит и источником развития общества. С учетом этого часть прибыли по объективным причинам направляется на развитие производства, обновление фондов и обеспечение иных хозяйственных нужд общества. Ограничение размеров чистой прибыли, направляемой на цели развития общества, может привести к снижению его инвестиционной привлекательности, а также отрицательным образом сказаться на уровне его капитализации. В результате ограниченными в реализации акционерных прав могут оказаться сами публично-правовые образования.
В этой связи сохранение гибкости в принятии решения о выплате дивидендов и определении их размера способно обеспечить необходимую финансовую базу для реализации стратегических планов развития компаний с государственным участием. Наличие такой финансовой базы становится особенно значимым в условиях сохранения антироссийских санкций и ограничения доступа компаний с государственным участием к международным рынкам капитала.
Предлагаемая законодательная мера не учитывает также отраслевые особенности деятельности компаний с государственным участием. Так, установление на уровне закона порядка распределения прибыли для финансовых и кредитных организаций может затруднить соблюдение ими действующих обязательных нормативов, в частности, норматива достаточности капитала.
Представляется, что предложенный разработчиками законопроекта фискальный подход не может являться определяющим при решении вопроса о выплате дивидендов компаниями с государственным участием. Принятие соответствующих решений общим собранием акционеров должно определяться не законодательно установленным нормативом дивидендных выплат, а интересами акционеров и потребностями в реализации стратегических планов развития компаний, направленных на долгосрочный рост их прибыли и рыночной капитализации.
Наряду с этим следует отметить, что Правительством Российской Федерации в последние годы реализуются меры, направленные на увеличение норматива выплаты дивидендов компаниями с государственным участием. Соответствующий подход закреплен, в частности, в программных документах Минфина России.
Согласно проекту Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в целях обеспечения равных условий ведения бизнеса и повышения качества управления компаниями с государственным участием Правительство Российской Федерации продолжит работу по реализации единого подхода к дивидендной политике акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности - соблюдение минимальных требований по дивидендным выплатам в размере 50% чистой прибыли по МСФО. С этой целью до конца текущего года планируется внести изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 774-р, согласно которым федеральные органы исполнительной власти при формировании позиции Российской Федерации как акционера в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности, должны руководствоваться необходимостью направления на выплату дивидендов не менее 50 процентов чистой прибыли таких обществ.
В свою очередь, по результатам деятельности за 2017 - 2019 годы большинство публичных компаний с государственным участием уже приняло решение о выплате дивидендов в размере не менее 50% чистой прибыли либо о приведении дивидендной политики в соответствие с едиными принципами, что обеспечило поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет, а также способствовало росту их операционной эффективности и повышению отдачи инвестиционных проектов. Так, из 30 крупнейших компаний с государственным участием решение о выплате дивидендов в размере не менее 50% чистой прибыли в 2019 году приняло 22 акционерных общества.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.