Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 984473-7 "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, рассмотрев проект федерального закона N 984473-7 "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенный сенатором Российской Федерации А.А. Турчаком, депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, А.Е. Хинштейном, М.Б. Терентьевым, отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в часть четырнадцатую статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), в соответствии с которым предоставление инвалидам технических средств реабилитации (далее - ТСР) будет осуществляться вне зависимости от их места жительства.
В настоящее время согласно положениям статьи 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ ТСР предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Как справедливо отмечается авторами законопроекта, прямое указание на место жительства, содержащееся в Федеральном законе N 181-ФЗ, зачастую обуславливает невозможность получения инвалидами ТСР по месту их пребывания, например, лицами без определенного места жительства, а также при нахождении в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, или в период вынужденного пребывания в иных регионах, отличных от места постоянной регистрации инвалида.
Более того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713", сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод.
В адрес Комитета неоднократно поступали письма граждан и общественных организаций с аналогичными предложениями. Комитет полагает, что предлагаемые изменения позволят устранить обозначенную проблему и будут способствовать упрощению и ускорению процедуры предоставления ТСР инвалидам.
Необходимо отметить, что в связи с принятием законопроекта потребуется внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240);
Правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками и выплаты ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 года N 708);
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года N 57н);
Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 августа 2019 года N 605н).
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета и будет осуществляться в рамках объемов средств федерального бюджета, предусматриваемых ежегодно Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы правовых замечаний концептуального характера по законопроекту не имеется.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта.
По результатам рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы от органов государственной власти 16 субъектов Российской Федерации, органы государственной власти 3 субъектов Российской Федерации воздержались от высказывания однозначной позиции по законопроекту, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.