Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1062459-7 "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения 20 августа 2019 г., утвержденного 2 сентября 2019 г. N Пр-1755, в целях обеспечения внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих обязательное согласование с Минздравом России кандидатуры на должность руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья исчерпывающим образом разграничены нормами Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Министерство здравоохранения Российской Федерации законодательно наделено полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также по координации деятельности в сфере охраны здоровья всех участников национальной системы здравоохранения, включая органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 14 Федерального закона N 323-ФЗ).
Вместе с тем без согласованной деятельности органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья всех уровней, входящих в единую систему государственной власти, а также обеспечения соответствия нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральному законодательству и применения единых принципов реализации федеральных актов на региональном уровне цели развития здравоохранения не могут быть надлежащим образом достигнуты.
В настоящее время приоритетные направления развития здравоохранения в Российской Федерации определены Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254, базовым принципом реализации которой выступает формирование и реализация на федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной политики в сфере охраны здоровья граждан.
В рамках реализации национального проекта "Здравоохранение" и входящих в его состав федеральных проектов, Минздравом России осуществляется методическое сопровождение, координация действий и мониторинг проводимых мероприятий на уровне субъектов Российской Федерации в части реализации региональных проектов. Одним из основополагающих принципов реализации национального проекта "Здравоохранение" является взаимосвязанность и взаимозависимость достижения целей и результатов федеральных проектов с их реализацией на региональном уровне.
Таким образом, реализация указанной Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации и национального проекта "Здравоохранение" может быть обеспечена только согласованными действиями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Роль регионов в реализации федеральных проектов требует последовательной кадровой политики, особой подготовки руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к которым предъявляется определенный набор знаний, навыков и компетенций, что обусловлено сложностью достигаемых задач в сфере охраны здоровья граждан.
В этой связи, а также в свете новых вызовов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан и реализации национальных проектов вопрос согласования назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации приобретает особую актуальность.
Предлагаемое законопроектом решение не является новым, поскольку в редакции Федерального закона N 323-ФЗ, действующей до 24 июля 2015 г., действовал механизм назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия, по согласованию с Минздравом России.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Законопроект не повлечет за собой финансово-экономических последствий и не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам.
На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют, соответственно, проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку его реализация будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанному федеральному органу исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель разработки проекта |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" |
пункт 1 законопроекта |
2 месяца со дня принятия Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
Наделение Министерства здравоохранения Российской Федерации полномочием по согласованию в устанавливаемом Правительством Российской Федерации порядке назначения на должность руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья |
Минздрав России |
Постановление Правительства Российской Федерации |
пункт 1 законопроекта |
2 месяца со дня принятия Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
Утверждение Порядка согласования назначения на должность руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья |
Минздрав России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.