Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1062979-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года"
Досье на проект федерального закона
Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г. подписан в городе Никосия 8 сентября 2020 г. (далее соответственно - Протокол, Соглашение) во исполнение подпункта "в" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам обращения Президента Российской Федерации к населению 25 марта 2020 г. в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны, от 28 марта 2020 г. N Пр-586 (далее - перечень поручений Президента) об определении перечня международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и обеспечении внесения в них изменений, предусматривающих налогообложение по ставке 15 процентов доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также прекращения действия таких договоров в случае, если договоренности о внесении соответствующих изменений не будут достигнуты.
Необходимость внесения изменений в Соглашение вызвана изменившимися условиями экономической деятельности и продиктована экономической ситуацией как в Российской Федерации, так и в мире в целом, что, в свою очередь, вызвало необходимость концентрации финансовых ресурсов для обеспечения предпринимаемых Правительством Российской Федерации мер по поддержке населения и экономики страны в свете угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.
Изменения направлены на борьбу с уклонением от налогообложения посредством использования схем, с помощью которых большая часть доходов российского происхождения по сути выплачивается российским бенефициарам через кипрскую юрисдикцию, в которой расположены компании, самостоятельно не распоряжающиеся указанными доходами и через которые такие доходы проходят транзитом.
Как правило, данные компании созданы для целей применения пониженных ставок, установленных Соглашением.
Положения Протокола устанавливают режим налогообложения у источника доходов в виде дивидендов и процентов по ставке в размере 15 процентов с исключениями.
К таким исключениям в части дивидендов относятся инвестиции, осуществляемые Правительством, Центральным банком, пенсионными фондами, страховыми компаниями Договаривающихся Государств, а также публичными компаниями Договаривающихся Государств, у которых доля акций с правом голоса, находящихся в свободном обращении, составляет не менее 15 процентов и которые прямо владеют не менее чем 15-процентной долей участия в капитале компаний, выплачивающих дивиденды, в течение 365 дней, прямо предшествующих дате выплаты дивидендов.
В отношении таких доходов установлена ставка налога у источника в размере 5 процентов. Указанная пониженная ставка применяется исключительно в случае наличия фактического права на дивиденды у вышеуказанных получателей дохода и статуса резидента Договаривающегося Государства.
В части процентных доходов к таким исключениям относятся долговые обязательства перед публичными компаниями, в отношении которых выполняются аналогичные условия касательно размера участия в капитале компании, выплачивающей дивиденды, и доли собственных акций, находящихся в свободном обращении.
Для них предусмотрена 5-процентная ставка налога у источника при условии, что такая публичная компания является фактическим получателем дохода и резидентом Договаривающегося Государства.
Одновременно Протокол устанавливает освобождение от налогообложения у источника процентных доходов, выплачиваемых по банковским кредитам, по обращающимся правительственным и корпоративным облигационным займам, по обращающимся еврооблигационным займам, а также по долговым обязательствам перед Правительством, Центральным банком, пенсионными фондами и страховыми компаниями Договаривающихся Государств.
При этом условием применения освобождения от налогообложения у источника процентных доходов по вышеуказанным долговым обязательствам является наличие фактического права на доход у лица, получающего такие процентные доходы, и статуса резидента Договаривающегося Государства.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Протокол подлежит ратификации, поскольку он содержит правила иные, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в частности статьями 284 и 309 Налогового кодекса Российской Федерации), в том, что касается ставок, применяемых при налогообложении дивидендов и процентов, а также в отношении ставок, установленных ратифицированным Соглашением (Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 167-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" и Федеральным законом от 28 февраля 2012 г. N 9-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года").
Протокол будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Кипр, привлечению взаимных инвестиций. Реализация Протокола не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета, а установление режима налогообложения у источника доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, являющимся налоговыми резидентами Республики Кипр, по ставке 15 процентов приведет к выявлению дополнительных источников налоговых поступлений в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Проекты федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года" и постановления Правительства Российской Федерации "О внесении на ратификацию Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года" (далее - проект федерального закона) не содержат положений, устанавливающих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Ратификация Протокола не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года"
Принятие и реализация Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года" не потребуют расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года"
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года"
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.