Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 1027750-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30.09.2020 N 284/2 Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 1027750-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
1. Предусматривается изменение механизма оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
В составе бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) обособляются средства на финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, которая оказывается федеральными медицинскими организациями в стационарных условиях и условиях дневного стационара.
В составе базовой программы обязательного медицинского страхования Правительством Российской Федерации будут устанавливаться нормативы объемов специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, оказываемой федеральными медицинскими организациями, а также нормативы финансовых затрат на единицу указанной медицинской помощи.
Объемы указанной медицинской помощи будут распределяться между федеральными медицинскими организациями решением уполномоченного федерального органа исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, с учетом мощностей таких организаций и объемов оказываемой медицинской помощи за счет иных источников финансирования. Порядок установления тарифов на оплату указанной медицинской помощи также отнесен к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Федеральные медицинские организации будут осуществлять деятельность в соответствии с договорами на реализацию базовой программы обязательного медицинского страхования, заключаемыми между ними и Федеральным фондом.
Федеральный фонд без участия страховых медицинских организаций будет осуществлять:
- расчеты за указанную медицинскую помощь;
- контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления указанной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями;
- предъявление претензии или иска к лицу, причинившему вред здоровью застрахованного лица, в порядке возмещения расходов на оплату оказанной медицинской помощи.
2. Предусматривается уменьшить нормативный размер средств, предоставляемого территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию и установить его в размере не менее половины процента и не более одного процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (сейчас от 1% до 2%).
3. Предусматривается продление срока действия положений частей 27 и 28 статьи 51 Федерального закона на 2023 год в части ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также в части осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.
В проекте федерального закона N 1027745-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в составе нормированного страхового запаса бюджета Федерального фонда учтены расходы:
- на оплату медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного и круглосуточного стационара федеральными государственными бюджетными учреждениями в сумме 119,4 млрд рублей на 2021 год, 125,4 млрд рублей на 2022 год, 131,7 млрд рублей на 2023 год;
- на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в сумме 18,3 млрд рублей ежегодно в 2021 - 2023 годах;
- на стимулирование работников за выявление в ходе проведения диспансеризации населения онкологических заболеваний в сумме 1,18 млрд рублей на 2021 год, 1,2 млрд рублей на 2022 год, 1,23 млрд рублей на 2023 год.
Комитет отмечает, что концепция законопроекта согласуется с п. 13, ч. 7 постановления Государственной Думы от 10 июня 2020 года N 8332-7 ГД "Об информации Министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко об охране здоровья граждан в период распространения новой коронавирусной инфекции", в котором Правительству Российской Федерации рекомендовано рассмотреть возможность изменения механизма финансирования федеральных научных медицинских центров, медицинских вузов в целях сохранения их научного потенциала, медицинских и научных кадров, статуса и уровня оказания медицинской помощи.
Принятие законопроекта потребует разработки и корректировки целого ряда нормативных правовых актов.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию законопроекта. Вместе с тем имеются следующие замечания и предложения.
1. Комитет обращает внимание, что из части 5 статьи 15 Федерального закона исключается положение о том, что медицинская организация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
2. В проектируемом пункте 4 части 1 статьи 16 устанавливается право застрахованного лица на выбор федеральной медицинской организации "при наличии направления лечащего врача медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, или врача федеральной медицинской организации, выданного в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти". Между тем, в направлении на госпитализацию указывается наименование медицинской организации, в которую направляется пациент. Представляется более правильным увязывать право на выбор с наличием медицинских показаний.
Перечень нормативных правовых актов к законопроекту не содержит акта, регулирующего порядок направления застрахованного в федеральную медицинскую организацию. Хотя целью законопроекта является обеспечение доступности медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, для граждан, которым по медицинским показаниям необходима медицинская помощь более высокого уровня.
3. В соответствии с проектируемой частью 1.1 статьи 33 законопроекта "Федеральный фонд осуществляет отдельные полномочия страховщика в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи, предусмотренной частью 3.1 статьи 35 настоящего Федерального закона, в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования". В то же время согласно части 1 статьи 12 Федерального закона Федеральный фонд является страховщиком по обязательному медицинскому страхованию в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
4. Следует уточнить, как соотносятся понятия "единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования" в пункте 4 законопроекта и статье 33 Федерального закона; понятие "федеральный реестр экспертов качества медицинской помощи" в пункте 16 законопроекта и понятие "единый реестр экспертов качества медицинской помощи" в статье 33 Федерального закона.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1027750-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с учетом изложенных замечаний и предложений и рекомендует принять его в первом чтении.
Заключение утверждено на заседании Комитета 14 октября 2020 года (протокол N 144/4).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.