Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1063011-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" разработан и направлен на гармонизацию законодательства в области обращения с отходами и законодательства, регулирующего перевозки грузов, в части, касающейся транспортирования отходов.
Принятие законопроекта урегулирует в полном объеме перевозку такого вида грузов, как отходы всех классов опасности, с учетом транспортного законодательства и особенностей законодательства в области обращения с отходами, что поспособствует гармонизации законодательства в указанных сферах.
Законопроект вводит уточнение в термин "транспортирование отходов", закрепленный в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон), предусматривающий, что "транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо представленного им на иных правах".
Определение понятия "транспортирование отходов" было доработано с учетом особенностей транспортного законодательства, в него было внесено уточнение видов транспорта, осуществляющих перевозки отходов.
В связи с этим внесение в Федеральный закон предложенной формулировки по дополнению понятия "транспортирование отходов" приведет к тождеству терминов "перевозка грузов" и "транспортирование отходов".
Законопроектом предлагается изложить статью 16 Федерального закона в новой редакции, предусмотрев в ней особенности транспортирования отходов, в соответствии с которыми транспортирование отходов осуществляется при следующих условиях:
наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности;
наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов, с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
оснащение транспортных средств, контейнеров, цистерн отличительными знаками, соответствующими определенному классу опасности отходов.
Разработка отличительных знаков и порядка их применения поручается федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Законопроект вводит маркировку транспортного средства, перевозящего отходы, специальным отличительным знаком, соответствующим определенному классу опасности отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, который определяется в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона, а также в соответствии с приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 г. N 536 "Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду". Данное положение законопроекта вступит в силу по истечении ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования.
В случае если отходы обладают свойствами опасного груза и их классифицируют как опасный груз в соответствии с ГОСТ 19433-88. "Грузы опасные. Классификация и маркировка", то дополнительно на транспортное средство наносится маркировка, относящаяся к опасным грузам и соответствующая требованиям указанного ГОСТа, а также правилам маркировки опасных грузов, действующим на конкретном виде транспорта, и (или) типовым правилам ООН по перевозке опасных грузов.
Двойная маркировка будет представлять информацию о транспортной безопасности и экологической безопасности перевозимого груза, что, в свою очередь, повысит эффективность контрольно-надзорных мероприятий, проводимых органами Росприроднадзора и Ространснадзора.
При этом признается утратившим силу пункт 2 статьи 16 Федерального закона, утверждающий порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности.
Такой подход обусловлен тем, что разработка и утверждение указанного порядка являются избыточными, поскольку в соответствии с международным и российским транспортным законодательством отходы с момента принятия их к перевозке определенным видом транспорта являются грузом, который перевозится в соответствии с утвержденными правилами перевозок грузов.
Издание указанного акта приведет к избыточному нормативно-правовому регулированию в данной сфере, создаст коллизии норм российского и международного законодательства, приведет к дублированию отдельных требований, затруднит работу системы контроля за перевозкой отходов.
В настоящее время на всех видах транспорта уже сформирована нормативная правовая база, включающая в себя акты международного и российского законодательства, устанавливающая требования к перевозке грузов, в том числе отходов, а также требования к таре, в которой перевозится груз, транспортным средствам, контейнерам, цистернам.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Грузоотправители (производители, отправители) определяют вид груза, его массу, опасность, отвечают за упаковку и его маркировку, а также за представление соответствующих документов перевозчику.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, а также не приведет к изменению объема полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, сокращению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Принятие законопроекта не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджета субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" необходимо принятие приказа Минтранса России "Об утверждении образцов специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, а также порядка нанесения их на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов".
Срок подготовки нормативного правового акта - не позднее 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку нормативного правового акта - Минтранс России, Минприроды России, Росприроднадзор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.