Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1021307-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на совершенствование законодательства в области пожарной безопасности в части, касающейся уточнения отдельных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также уточнения оснований для проведения внеплановых проверок органами государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления при введении органом государственной власти особого противопожарного режима, разработки и утверждения критериев определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров. При этом законопроектом вводятся понятия "ландшафтный (природный) пожар" и "лесной пожар".
В пункте 2 статьи 1 законопроекта предусмотрено внесение изменений в статью 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), связанных с проведением внеплановых выездных проверок в отношении деятельности органов местного самоуправления (должностных лиц) в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах, а также осуществления федерального государственного пожарного надзора за деятельностью органов местного самоуправления (должностных лиц). В этой связи возникает вопрос о соотношении указанных положений Федерального закона N 69-ФЗ в редакции законопроекта с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), вступающего в силу с 1 июля 2021 года. Так, например, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны будут применяться положения Федерального закона N 248-ФЗ (см. части 4 и 5 статьи 2). При этом указанное в законопроекте основание для проведения внеплановой выездной проверки не предусмотрено в Федеральном законе N 248-ФЗ (см. часть 5 статьи 73). Одновременно обращаем внимание на часть 1 статьи 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ, согласно которой к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 6.1.
Согласно подпункту "б" пункта 4 статьи 1 законопроекта к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности предлагается отнести в том числе организацию тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории субъекта Российской Федерации. В то же время в части 5 статьи 51 Кодекса также содержится отсылочная норма на Федеральный закон N 69-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 статьи 1 законопроекта к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов. При этом не указано, какие конкретно действия будут относиться к полномочиям по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, как это сделано в отношении органов местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, внутригородских районов (см. части 1 и 2 статьи 19 Федерального закона N 69-ФЗ).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.