Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по контролю и Регламенту
на проект федерального закона N 1009094-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав" - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту рассмотрел проект федерального закона N 1009094-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав" и отмечает следующее.
Законопроектом, направленным на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2020 N 12-П, предлагается:
- дополнить часть 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации положением, устанавливающим, что в случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в иную комиссию административное исковое заявление может быть подано в суд в течение пяти дней со дня принятия такой комиссией решения об оставлении указанной жалобы без удовлетворения;
- дополнить статью 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" положением, в соответствии с которым решение комиссии, принятое по жалобе на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, может быть обжаловано только в суд;
- внести изменения в статью 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", определив сроки: для обжалования решения комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в соответствующую комиссию - до 5 дней; рассмотрения комиссией жалобы на такое решение - до 7 дней; обжалования такого решения в суд, если соответствующая комиссия оставила жалобу на него без удовлетворения, - до 5 дней (со дня принятия решения об оставления жалобы без удовлетворения);
- внести аналогичные изменения в отношении процедуры оспаривания решений окружных комиссий об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы в статью 51 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", установив сроки для обжалования такого решения в ЦИК России - до 5 дней и в суд, если ЦИК России оставила жалобу на него без удовлетворения, - до 5 дней (со дня принятия ЦИК России решения об оставления жалобы без удовлетворения).
- внести изменения юридико-технического характера в часть 1 статьи 242 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исключив из нее ссылки на утратившие силу положения.
Право на обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц в суд, являясь конкретизацией положений статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации о праве граждан на судебную защиту своих прав и свобод, относится к числу основных гарантий избирательных прав граждан.
В то же время установленные действующим правовым регулированием сроки вынесения вышестоящими комиссиями решений по жалобам на решения нижестоящих комиссий об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам зачастую исключают возможность реального судебного оспаривания таких решений, так как предварительное направление ими жалобы в вышестоящую комиссию фактически блокирует в дальнейшем перспективы судебной защиты их прав, чем вступает в противоречие с конституционными гарантиями государственной, и прежде всего судебной, защиты прав и свобод граждан.
Нормы законопроекта направлены на исключение возможных ограничений судебной защиты и обеспечение дополнительных гарантий для судебного обжалования и оспаривания гражданами Российской Федерации решений избирательных комиссий, комиссий референдума в целях надлежащей реализации своих избирательных прав и права на участие в референдуме.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера к законопроекту не имеет.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству концепцию данного законопроекта поддерживает.
Все отзывы, поступившие из 82 законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на данный законопроект являются положительными.
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту полагает обоснованным рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1009094-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.