Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 967805-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"
(в части обеспечения предоставления "ипотечных каникул" гражданам, получающим доходы от предпринимательской или иной деятельности с применением специальных налоговых режимов)",
внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Костенко, О.В. Тимофеевой, И.М. Гусевой и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается дополнить часть 8 статьи 6.1-1 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (далее - Федеральный закон), определяющую перечень документов, подтверждающих нахождение заемщика в трудной жизненной ситуации, положением о том, что в случае если заемщик является "предпринимателем или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные налоговые режимы", то им предоставляются "иные документы, подтверждающие наличие дохода от предпринимательской или иной деятельности". При этом перечень указанных документов определяется кредитором самостоятельно.
Обращаем внимание на то, что Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (статья 1). Статьей 6.1-1 Федерального закона устанавливаются особенности изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика. В связи с чем определять заемщика как "предпринимателя или физического лица" некорректно.
Кроме того, из проектируемого пункта 5.1 части 8 статьи 6.1-1 Федерального закона неясно, какие иные документы, подтверждающие наличие дохода от предпринимательской или иной деятельности имеются в виду с учетом того, что согласно пункту 5 части 8 указанной статьи к числу документов, подтверждающих нахождение заемщика в трудной жизненной ситуации, относится справка о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Проектируемое положение об определении кредиторами самостоятельно перечня указанных документов не отвечают требованиям определенности правовой нормы, создавая для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения.
Используемое в проектируемом пункте 5.1 части 8 статьи 6.1-1 Федерального закона понятие "физическое лицо, в отношении которого применяются специальные налоговые режимы", необходимо уточнить с учетом того, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации переход к указанным налоговым режимам осуществляется на добровольной основе.
В проектируемой части 25 статьи 6.1-1 Федерального закона требуется уточнить, какие изменения среднемесячного дохода имеются в виду (например, увеличение или снижение такого дохода и др.)
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.