Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1064059-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в связи с поступающими обращениями уязвимой категории граждан, находящейся в трудном материальном положении, вызванном удержанием по исполнительным документам из социальных выплат, таких как страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительная пенсия, срочная пенсионная выплата и пособие по временной нетрудоспособности.
В обращениях отмечается, что получаемые социальные выплаты являются для многих заявителей единственным источником средств к существованию. Такой подход к удержанию по исполнительным документам из социальных выплат нарушает социально-экономические права гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, в частности принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (ежемесячные расходы на лечение, еду, оплату жилищно-коммунальных услуг и т.д.).
Необходимость принятия указанного проекта федерального закона подтверждается обширной сложившейся судебной практикой. По официальным данным, представленным Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, только за период с января 2017 года по март 2019 года было принято более 340 положительных решений по делам об уменьшении размера взысканий, наложенных на социальные выплаты должника-гражданина. При этом суды исходят из того, что, если социальная выплата является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N 10-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1325-О-О, от 15 июля 2010 года N 1064-О-О, от 22 марта 2011 года N 350-О-О, от 17 января 2012 года N 14-О-О, от 19 июля 2016 года N 1713-О).
В связи с вышеизложенным проектом федерального закона предлагается устранить противоречия и реализовать правовую позицию высших судебных инстанций по вопросам пределов возможного взыскания из социальных выплат по исполнительным документам. Так, устанавливается, что в случаях, когда взыскание по исполнительному документу (нескольким исполнительным документам) обращается на страховую пенсию по старости, страховую пенсию по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), на накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату, если при этом должник-гражданин не осуществляет трудовую и (или) иную оплачиваемую деятельность, или на пособие по временной нетрудоспособности, размер удержания не может превышать двадцати пяти процентов.
Принятие проекта федерального закона позволит соблюсти баланс двух основополагающих принципов - принципа исполняемости судебных решений и принципа установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника-гражданина, в частности с тем, чтобы сохранить необходимый уровень его существования.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.