Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1024052-7 "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий",
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 12.10.2020 года (выписка из протокола N 285, п. 43) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального N 1024052-7 "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской, (далее - законопроект) в части своей компетенции.
Законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 года N 39-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", пункта 3 статьи 7, пункта 5 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 8 и части 2 статьи 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в связи с жалобами граждан А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой" (далее - Постановление N 39-П).
Принятый 18.10.1991 г. Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" содержал ряд специальных мер для восстановления прав детей, родившихся у репрессированных родителей в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении. Закон предусматривал, что в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья, а проживавшие в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья (статья 13).
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" внесены изменения, согласно которым в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями по правилам, предусмотренным законодательством субъектов Российской Федерации.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, предусматривая в статье 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" широкие полномочия в регулировании указанных отношений субъектам Российской Федерации, федеральный законодатель упустил специальное предназначение соответствующего права, а также необходимость соблюдения признанного государством объема возмещения вреда реабилитированным лицам в жилищной сфере, что требовало установления правовых гарантий, задающих пределы правового регулирования субъектов Российской Федерации с сохранением преемственности ранее действовавшего и нового регулирования.
Конституционный Суд признал оспоренные положения не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в силу неопределенности порядка принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения на прежнее место жительства в город Москву детей, родившихся в обозначенных местах, чьи реабилитированные родители утратили жилые помещения в городе Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), препятствуют возмещению вреда реабилитированным.
В своем постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правовое регулирование соответствующих правоотношений (обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории) не может быть осуществлено только на уровне отдельно взятых субъектов Российской Федерации, а потому оно может быть предусмотрено только федеральным законом.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которым реабилитированным лицам гарантируется однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета жилым помещением по прежнему месту жительства путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Обращаем внимание, что в соответствии с часть 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.