Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1024052-7 "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в части обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями)"
(внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1024052-7 "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", и сообщает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон N 1761-I) в части обеспечения жильем реабилитированных лиц и членов их семей в случае их возвращения в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий.
В настоящее время статьей 13 Закона N 1761-I установлено, что в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными гражданами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Рассматриваемым законопроектом предусматривается обеспечение реабилитированных лиц и членов их семей жильем в случае их возвращения на прежнее место жительства за счет средств федерального бюджета путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Устанавливается, что данная выплата лицам, указанным в статье 13 Закона N 1761-I, предоставляется в срок не позднее одного года со дня подачи указанными лицами соответствующего заявления в уполномоченный орган.
При этом следует отметить, что законопроектом не предусматривается соответствующих норм в части установления порядка учета и определения дальнейшей судьбы имеющихся у реабилитированных лиц, за которыми признано право возвратиться для проживания на прежнее место жительства, жилых помещений в населенном пункте, в котором они проживали ранее.
Кроме того, законопроектом не учитывается имущественное положение указанных лиц и наличие у них оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
В то же время, например, Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения предоставляется только гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, реализация рассматриваемого законопроекта приведет к ущемлению прав иных категорий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, - малоимущих граждан, инвалидов, ветеранов боевых действий, и др. (численность инвалидов не обеспеченных жильем по состоянию на 01.01.2020 г. составляет более 42 тысяч человек, численность ветеранов боевых действий не обеспеченных жильем, - составляет более 14 тысяч человек).
В то же время, Конституционный Суд Российской Федерации установил, что правовое регулирование обеспечения жилыми помещениями лиц, за которыми признано право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где проживали их родители до применения к ним репрессий, должно быть осуществлено исходя из баланса интересов всех категорий граждан, которые в силу соответствующих юридических оснований должны быть обеспечены жилыми помещениями, включая условия и очередность их предоставления.
В резолютивной части Постановления Конституционного Суда N 39-П отмечается, что обеспечение конституционного баланса интересов всех категорий граждан, предполагает специальный подход к регулированию порядка обеспечения реабилитированных лиц жилыми помещениями, отвечающий принципу социальной справедливости в отношении всех других нуждающихся в жилье категорий граждан, имущественное положение которых не позволяет удовлетворить эту потребность самостоятельно.
В этой связи следует обратить внимание, что ранее, до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", следуя из нормативного единства статей 13 и 17 Закона N N 1761-I и пункта 7 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 г. N 419 (утратило силу в 2005 г.), реабилитированным лицам в случае их возвращения в местности и населенные пункты где они проживали до применения к ним репрессий, гарантировались постановка на учет для обеспечения жилой площадью и обеспечение жилой площадью в первоочередном порядке с последующим обязательным освобождением занимаемого жилья по прежнему месту жительства.
Комитет обращает особое внимание, что предусматриваемый законопроектом порядок обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, противоречит Федерального закону от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с положениями которого вопросы социальной поддержки жертв политических репрессий относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, на что указывается, в том числе, в заключении Правительства Российской Федерации на данный законопроект.
Таким образом, чтобы реализовать положения рассматриваемого законопроекта, предварительно требуется внести соответствующие изменения в части разграничения полномочий в указанный Федеральный закон.
Аналогичное замечание указывается в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы на указанный законопроект.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация законопроекта потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. При этом законопроект не содержит положений об источниках покрытия дополнительных расходов, что противоречит статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
На законопроект поступило 15 отзывов от законодательных (представительных) и 30 отзывов от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в 11 из них выражается поддержка законопроекта, в 26 законопроект не поддерживается, в 8 отзывах позиция не определена.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1024052-7 "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.