Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 974393-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному членами Совета Федерации Ю.Л. Воробьевым, А.А. Турчаком и другими, депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, В.В. Бурматовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается разрешить отчуждение находящихся в федеральной собственности земельных участков, которые расположены в границах населенных пунктов в зоне хозяйственного использования национальных парков, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность с возможностью последующего предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для индивидуального жилищного и гаражного строительства, ведения садоводства и огородничества.
Как следует из пояснительной записки, учитывая "федеральный статус земель национальных парков и действующий в них запретительный правовой режим", проживающие в границах таких территорий граждане "не могут получить землю для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства", а "региональные власти и органы местного самоуправления не могут реализовать социально-экономические программы и меры поддержки населения (строительство больниц, школ, детских садов), программы по расселению ветхого жилья", что "приводит к постоянному росту социальной напряженности".
Отмечаем, что проект, допуская наличие в границах национальных парков принадлежащих иным собственникам земельных участков "в отдельных случаях" (проектируемая редакция пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации), не определяет перечень таких случаев. В связи с этим обращаем внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 8 декабря 2015 года N 2742-О, согласно которой в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий "основной задачей государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных интересов, с тем чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер", при этом "для законодателя не исключена возможность ... определения случаев, когда допускается предоставление в собственность граждан земельных участков, находящихся в пределах национального парка, но не имеющих самостоятельного особого природоохранного значения (в частности, из состава земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения)".
Предлагаемая проектом редакция статей 12 и 14 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" требует доработки, поскольку формулировка "изменение границ национальных парков" включает в себя "расширение территории национальных парков", а термин "изъятие" используется для обозначения способа отчуждения земельного участка (см. главу VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Обращаем внимание также, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 909679-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты в целях урегулирования земельных отношений на территории населенных пунктов в составе особо охраняемых природных территорий", которым предлагается разрешить оборот земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, путем включения населенных пунктов в состав указанных территорий при сохранении особого режима хозяйственной деятельности (зоны частичного хозяйственного использования).
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.