Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1025651-7 "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предусматривается возможность предоставления гражданам отдельных мер социальной защиты (поддержки) с использованием электронного сертификата, устанавливаются правовые и организационные основы применения электронного сертификата, регулируется порядок его формирования и изменения, порядок приобретения и оплаты отдельных видов товаров, работ и услуг с использованием электронного сертификата, как дополнительного механизма реализации мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действие законопроекта не распространяется на отношения, возникающие с предоставлением государственных (муниципальных) услуг, включенных в перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 69.2).
Под электронным сертификатом предлагается понимать запись в электронной форме размещенную в Государственной информационной системе электронных сертификатов (далее - ГИС ЭС), содержащую сведения о праве гражданина Российской Федерации на самостоятельное приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Полномочиями по ведению ГИС ЭС наделяется Федеральное казначейство, порядок ее использования утверждается Правительством Российской Федерации.
Законопроект закрепляет перечень категорий граждан, которым будет дано право на приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата. С использованием электронного сертификата дается возможность приобретать: технические средства реабилитации и услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; товары, работы, услуги, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинские изделия по рецептам на медицинские изделия, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, определяемые Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Законопроектом предусматривается установление уполномоченными органами предельной стоимости единицы товара, работы, услуги (их группы) и возможность приобретения гражданином товара, работ, услуги с доплатой до его фактической стоимости за счет собственных средств. Также устанавливается, что использование электронных сертификатов осуществляется исключительно с применением национального платежного инструмента (система "Мир") сведения о котором содержатся в электронном сертификате. ГИС ЭС используется для подтверждения оплаты таких товаров, работ, услуг в объеме, установленном законодательством Российской Федерации. Перечисление денежных средств за приобретенные товары, работы и услуги будет осуществлять Федеральное казначейство.
Законопроектом устанавливается, что формирование и изменение электронного сертификата обеспечивается оператором ГИС ЭС с использованием информационного взаимодействия с единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИСО), в которой поставщиками информации (органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, организациями, находящимися в ведении органов государственной власти) размещается информация о назначенных мерах социальной защиты (поддержки) граждан.
Информирование граждан при обращении за предоставлением мер социальной поддержки о возможности их получения с использованием электронного сертификата возлагается на соответствующий орган, предоставляющий меры поддержки, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с использованием единого портала и иными способами, предусмотренными законодательством.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, на реализацию вводимых законопроектом новых полномочий, связанных с созданием ГИС ЭС, потребуется в 2021 году 182,4 млн. рублей, в 2022 году - 71,5 млн. рублей, в 2023 году - 46,3 млн. рублей. Указанные бюджетные ассигнования Федеральному казначейству предусмотрены в федеральном бюджете на соответствующий финансовый период.
Законопроект вступает в силу по истечении двухсот семидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, касающихся приобретения с использованием электронного сертификата лекарственных препаратов и специализированных продуктов питания для детей-инвалидов, которые вступят в силу с 1 января 2023 года.
Комитет считает, что внедрение электронного сертификата должно повысить эффективность мероприятий по обеспечению льготных категорий граждан техническими средствами реабилитации, услугами и лекарственными препаратами и будет способствовать развитию конкуренции на рынке соответствующих изделий.
Вместе с этим, комитет считает необходимым дополнить законопроект положением, предусматривающим обязанность продавцов (исполнителей), осуществляющих продажу товаров, выполнение работ, оказания услуг, включенных в перечни отдельных видов товаров, работ, услуг, предусмотренных частью 6 статьи 3 законопроекта, обеспечить возможность их оплаты с использованием электронного сертификата.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказало ряд замечаний, которые будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений не имеет.
На основании изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый проект федерального закона в первом чтении
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.