Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 1021304-7 "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 1021304-7 "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла" (далее - Соглашение), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 15 сентября 2020 года.
Основной целью Соглашения, принятого в ноябре 2009 года в рамках специализированного учреждения ООН - Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), является предупреждение одной из масштабных проблем рыболовства, создающей серьезную угрозу эффективному сохранению и рациональному использованию живых морских ресурсов и морских экосистем, - незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла водных биологических ресурсов (так называемого ННН промысла).
Как следует из преамбулы Соглашения, меры, подлежащие принятию государством порта при заходе иностранных судов в порт или их стоянке в порту, являются действенным и экономически эффективным средством предотвращения, сдерживания и ликвидации ННН промысла.
Согласно статье 7 Соглашения каждая из договаривающихся Сторон назначает порты, в которые суда могут запрашивать заход в соответствии с настоящим Соглашением, и опубликовывает информацию о них. Помимо этого, Стороны предоставляют ФАО список назначенных ими портов, а ФАО придает данной информации надлежащую гласность.
Каждая Сторона до предоставления какому-либо судну разрешения на заход в свой порт требует заблаговременного предоставления минимального стандарта информации, перечисленной в Приложении "А" к Соглашению, в частности, информации о судне, его владельце, разрешении на промысел, имеющемся на борту улове водных биоресурсов, разрешении на перегрузку.
После получения соответствующей информации судно подвергается проверке на предмет того, не занималось ли оно ННН промыслом или не поддерживало ли оно такой промысел. На основании полученной информации и установленных фактов государство порта принимает решение о разрешении или отказе на заход в порт такого судна и сообщает о своем решении судну или его представителю (пункт 1 статьи 9 Соглашения).
В случае отказа на заход судна каждая Сторона сообщает о своем решении государству флага данного судна, соответствующим прибрежным государствам, региональным организациям по регулированию рыболовства, иным международным организациям (пункт 3 статьи 9 Соглашения).
Если же по какой-либо причине судно, уличенное в ННН промысле уже находится в порту, государство порта отказывает такому судну в использовании его портов для выгрузки, перегрузки, упаковки и переработке рыбы и для иного портового обслуживания, включая пополнение топливом и запасами, ремонт и постановку в сухой док (пункт 6 статьи 9 Соглашения).
Соглашением устанавливается также порядок инспектирования иностранных судов с целью выявления признаков, указывающих на осуществление иностранным судном ННН промысла (статьи 12-19 Соглашения).
Согласно статье 25 Соглашение было открыто для подписания в ФАО с 22 ноября 2009 года по 21 ноября 2010 года всеми государствами и региональными организациями экономической интеграции.
В соответствии со статьей 26 Соглашение подлежит ратификации, принятию или одобрению подписантами (Соглашение вступило в силу 5 июня 2016 года, в настоящее время его Сторонами являются 66 государств и Европейский союз).
От имени Российской Федерации Соглашение было подписано 29 апреля 2010 года. На основании подпункта "а" части 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации, так как содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством.
Принятие законопроекта о ратификации Соглашения потребует внесения изменений в Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в части установления возможности отказа в заходе в морской порт или постановке на якорь на подходах к морскому порту иностранному судну, оборудованному для использования на промысле или связанному с промысловой деятельностью, в случае его участия в ННН промысле), в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части инспектирования иностранных судов), а также в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (в части изменения мер, регламентирующих государственный портовый контроль).
Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту о ратификации Соглашения, представленного Правительством Российской Федерации, реализация Соглашения не потребует увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти и не окажет влияния на доходы или расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По мнению Комитета по международным делам, ратификация Соглашения в полной мере отвечает интересам Российской Федерации, является действенным шагом в деле борьбы с ННН промыслом и незаконными поставками водных биоресурсов на международные и национальные рынки.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.