Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 840046-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - законопроект) направлен на совершенствование механизма проведения обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности благотворительных фондов.
В настоящее время проведение обязательного аудита определено Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". В пункте 3 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона содержится общее требование по обязательному аудиту юридических лиц (в том числе некоммерческих организаций), которое устанавливает, что обязательный аудит проводится, если организация является фондом. Таким образом, любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме "фонд", в том числе благотворительная, обязана проводить аудит независимо от годового оборота средств и состояния баланса.
Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Федеральный закон) устанавливает особые условия проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций - собственников целевого капитала и некоммерческих организаций - получателей дохода от целевого капитала.
Так, в соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации - собственника целевого капитала, связанная с формированием и пополнением целевого капитала, использованием и распределением дохода от него, подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. рублей. Бухгалтерская отчетность некоммерческой организации - получателя дохода от целевого капитала, как следует из части 2 статьи 7 Федерального закона, подлежит обязательному ежегодному аудиту в части использования дохода от целевого капитала, если размер финансирования этой некоммерческой организации от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 млн. рублей. Данные условия в настоящее время не находят прямого отражения в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности". Более того, в части, касающейся фондов - собственников целевого капитала и специализированных фондов управления целевым капиталом, наличествует прямая правовая коллизия, поскольку данный Федеральный закон требует проведения обязательного аудита для всех фондов вне зависимости от годового оборота средств и баланса.
Следует отметить, что проведение аудиторской проверки для небольшой некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме "фонд", требует существенных затрат и является значительным финансовым бременем для указанных организаций.
В связи с этим существует необходимость установления нижней границы финансовых показателей, при которых обязательный аудит может фондом не проводиться.
Законопроектом предлагается устранить имеющуюся правовую коллизию и закрепить в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций - собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом, а также для некоммерческих организаций - получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".
Установление нижней границы финансовых показателей в размере 3 млн. рублей соответствует части 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", где определено, что расширенную отчетность в органы юстиции некоммерческая организация представляет в случае, если поступления средств и имущества составили за год более 3 млн. рублей.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.