Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 841062-7 "О внесении изменений в статью 430 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части порядка оплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, находящимися в местах лишения свободы или содержания под стражей)"
Досье на проект федерального закона
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 и пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы).
Одновременно положениями пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса определено, что индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают страховые взносы за определенные периоды, указанные в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов".
Основной критерий для определения периодов, в течение которых индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не уплачивают за себя страховые взносы - это фактическое не осуществление ими предпринимательской деятельности при формальном сохранении статуса индивидуального предпринимателя, наличие обстоятельств, которые не позволяют им ее реализовать и, соответственно, получить доход от ее реализации, который является расчетной базой для обложения страховыми взносами.
В силу действующего законодательства к числу указанных периодов не относятся периоды нахождения индивидуальных предпринимателей в местах лишения свободы или содержания под стражей. Вместе с тем Верховный Суд Российской Федерации в определении от 04.04.2018 N 306-КГ18-2499 признал, что за время отбывания индивидуальным предпринимателем уголовного наказания страховые взносы не начисляются. Еще ранее Конституционный Суд Российской Федерации, выразил в определениях от 12.05.2005 N 211-О, N 212-О, N 213-О свою позицию о том, что предписания статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих существование обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили индивидуальному предпринимателю своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период. Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" было разъяснено, что в случае представления индивидуальным предпринимателем доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, суд не должен ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов, а при установлении таких обстоятельств может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.
Однако как показывает практика, физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, и не прекратившее наличие указанного статуса с исключением из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, до направления его в места содержания под стражей или лишения свободы, становится должником по страховым взносам на значительные суммы, которые увеличиваются с каждым годом. Фактически, единственным путем прекращения начисления задолженностей для указанной категории лиц является прекращение статуса индивидуального предпринимателя или обращение в суд. При этом эти действия затруднены, поскольку ввиду нахождения в местах содержания под стражей или лишения свободы и в силу положений Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не всегда возможно их осуществление на практике, кроме того привлечение нотариуса может быть не возможно для заключенных или находящихся под арестом по финансовым причинам. Помимо этого, начисление задолженностей в данном случае прекратится только с момента прекращения указанными лицами статуса индивидуального предпринимателя, а за предыдущие периоды она останется.
Таким образом, внесение изменений в законодательство в части включения периодов пребывания лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя и не осуществляющих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в местах лишения свободы или содержания под стражей в число периодов, в которые страховые взносы не начисляются и не уплачиваются, отвечает целям защиты прав и законных интересов предпринимателей, согласуется с подходами, формирующимися в рамках судебной практики Высших судов по данному вопросу.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 430 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части порядка оплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, находящимися в местах лишения свободы или содержания под стражей)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 430 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части порядка оплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, находящимися в местах лишения свободы или содержания под стражей) не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 430 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части порядка оплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, находящимися в местах лишения свободы или содержания под стражей)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 430 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.