Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 846188-7 "О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации (в части изменения предельного возраста для должности ректора, проректора, руководителя филиала в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования)"
Досье на проект федерального закона
Разработка настоящего законопроекта была обусловлена сложившейся общемировой и российской практикой высшей школы, а также глобальной тенденцией к изменению границ зрелого и пожилого возраста, подтвержденного, в частности, - принятием Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Согласно экспертным данным, в науке и образовании опыт, необходимый для руководящей работы, оптимально набирается приблизительно к шестидесятилетнему возрасту. Кроме того, специфика сферы высшего профессионального образования такова, что оптимальный период работы хорошего руководителя на одном месте составляет не менее 10-15 лет. Именно за это время удается достичь хороших показателей работы.
С инициативой увеличения предельного возраста должности ректора ВУЗа до 70 лет 25.03.2019 г. выступили ректоры российских университетов на съезде Российского союза ректоров. Они считают, что данная мера позволит сохранить тех ректоров, которые смогут поддержать устойчивое развитие учебных заведений. Если ректор поддерживается коллективом, то это - залог успешной работы.
Из-за регламентированной в действующей редакции статьи 332 Трудового кодекса нормы, большая часть ректорского корпуса нашей страны, где средний возраст колеблется в границах 60 - 70 лет, поставлена под удар. Тем самым ослабляются позиции отечественной высшей школы. Именно опытные и мудрые люди должны работать в руководстве ВУЗов. Руководители в этих сферах должны определяться по результатам их работы, а не по возрастным данным. Для высвобождения утративших свои профессиональные навыки руководителей ВУЗов достаточно имеющихся аттестационных механизмов.
Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Все зависит от каждого конкретного человека: один и в 40 лет не справляется с ответственной руководящей работой, другой - в 70 лет является эффективным лидером. Если ВУЗ под руководством ректора успешно и планомерно развивается, то повод менять руководителя просто отсутствует.
Предусмотренные данным законопроектом изменения учитывают отечественную и зарубежную практику функционирования руководящего аппарата высших образовательных учреждений.
Предлагаемое в настоящем проекте не диспозитивное, а императивно закрепленное повышение предельного возраста до семидесяти лет для ректоров, проректоров, руководителей филиалов государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, позволит обеспечить устойчивое преемственное развитие отечественной высшей школы, базирующейся на лучших традициях русских и советских ученых-педагогов.
Законопроект не затрагивает сфер реализации государственных программ Российской Федерации и не оказывает влияния на достижение их целей. Законопроект не затрагивает отношений, связанных с реализацией Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации (в части изменения предельного возраста для должности ректора, проректора, руководителя филиала в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации (в части изменения предельного возраста для должности ректора, проректора, руководителя филиала в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования)" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации (в части изменения предельного возраста для должности ректора, проректора, руководителя филиала в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации (в части изменения предельного возраста для должности ректора, проректора, руководителя филиала в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.