Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 846137-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях установления правовых основ проведения распродажи товаров"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время информирование потребителей о снижении цен на товары (предоставление скидок, проведение акций, и т.п.) является одним из наиболее распространенных способов стимулирования продажи товаров народного потребления. При этом в Российской Федерации правовые основы и законодательные требования к проведению распродажи товаров не установлены. Сложившаяся правовая неопределенность допускает злоупотребления и широко используется недобросовестными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, для увеличения продаж и получения дополнительной выручки посредством введения потребителей в заблуждение относительно получаемой ими выгоды от покупки товара.
В действующем российском законодательстве скидки на товары, а именно "несоответствующие действительности сведения о размере скидок", упоминаются в пункте 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-Ф3 "О рекламе" в рамках раскрытия признаков недостоверной рекламы. Кроме того, часть 7 статьи 5 названного закона устанавливает запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Вместе с тем, указанные нормы законодательства относятся в большей степени именно к рекламе, как средству привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке. Вопросы же введения потребителей в заблуждение путем манипулирования информацией о скидках на товар непосредственно в торговом объекте на уровне ценника, законодательно не урегулированы.
При этом в зарубежных странах рассматриваемая проблема находит свое отражение в законодательстве и решается посредством аналогичных предложенным настоящим законопроектом мер.
В целях исключения возможности введения потребителей товаров в заблуждение относительно выгоды, получаемой ими от приобретения товара при его распродаже, законопроектом предлагается ввести правовое регулирование проведения распродажи товаров.
Пунктом 1 проектируемой статьи 11.1 Закона о торговле на хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, возлагается обязанность доводить до потребителей в наглядной и доступной форме достоверную и полную информацию о распродаже, в том числе:
1. Уникальное наименование и доступное для приобретения количество товара, в отношении которого проводится распродажа.
Целесообразность закрепления данных положений диктуется тем, что зачастую в продаже на одном торговом объекте присутствует два идентичных по внешнему виду и сопоставимых по техническим и другим характеристикам товара, но скидка предоставляется только на одни из них. При этом потребитель, не имея возможности визуально отличить один товар от другого, вводится в заблуждение относительно распространения скидки на оба товара.
Указание доступного для приобретения количества товара направлено на исключение ажиотажного спроса, а также на ограничение распространения информации о предоставлении скидки на отсутствующий в продаже товар.
2. Точные сроки и причину проведения распродажи.
Доведение информации о сроках проведения распродажи исключит возможность введения потребителя в заблуждение при проведении "краткосрочных распродаж", информация о которых сохраняется доступной для потребителя и после окончания распродажи, вводя в заблуждение относительно наличия возможности приобрести товар со скидкой.
Доведение до потребителя информации о причинах проведения распродажи является важным, в том числе, при проведении распродажи бракованных, устаревших, либо бывших в употреблении товаров.
3. Исходную цену на товар.
Понятие "исходная цена на товар" раскрывается пунктом 2 проектируемой статьи 11.1, как цена на товар, от которой исчисляется скидка. При этом вводится норма, в соответствии с которой такая цена не может превышать среднюю за шесть месяцев, предшествующих дате начала распродажи, цену на данный товар в торговом объекте. Средняя за шесть месяцев, предшествующих дате начала распродажи, цена на товар будет рассчитываться по установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти методике, что исключит возможность манипулирования и злоупотребления данной информацией.
Необходимость регулирования информации о цене на товар, от которой исчисляется скидка, определяется тем, что на практике недобросовестные хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при проведении распродажи вводят потребителей в заблуждение путем искусственного завышения цены на товар, по которой он якобы реализовывался в торговом объекте ранее. При этом конечная цена на товар, реализуемый в рамках распродажи, зачастую равна или даже превышает цену, установленную ранее. Широкое распространение подобной практики подтверждают, в том числе, многочисленные сообщения в средствах массовой информации.
4. Размер предоставляемой скидки
Информация о размере предоставляемой на товар скидки должна доводиться до потребителя в форме фиксированной суммы, а также процента, на которые в рамках проведения распродажи снижается исходная цена на товар, что обеспечит потребителя полной информацией о получаемой при покупке выгоде.
5. Специальные условия предоставления скидки;
6. Итоговая цена на товар.
Доведение информации об условиях предоставления скидки на товар одновременно с информацией об итоговой цене на данный товар обеспечит своевременность осознания потребителем необходимости выполнения для получения скидки каких-либо специальных условий. Целесообразность закрепления указанных норм определяется тем, что на практике, зачастую, потребитель узнает о необходимости выполнить для получения скидки какие-либо условия уже после принятия им решения о покупке товара.
Статьей 1 законопроекта предложено внести изменения в Федеральный закон "О защите прав потребителей", предусматривающие дополнение перечня информации, которую потребитель имеет право потребовать у продавца, информацией о средних за шесть месяцев, предшествующих дате начала распродажи, ценах на товар. Закрепление данной нормы предоставит потребителю возможность самостоятельно, а главное, до момента совершения покупки, предупредить злоупотребление правом самостоятельного определения цен на продаваемые товары со стороны хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность.
Принятие законопроекта не повлечет изменения параметров консолидированного бюджета, но позитивно отразится на развитии конкуренции, а также на финансовом благополучии потребителей, поскольку предоставит им возможность принимать взвешенные и информированные, основанные на достоверных данных решения о покупке товаров, значительно снизит количество покупок, совершенных гражданами в состоянии заблуждения относительно получаемой при покупке выгоды.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях установления правовых основ проведения распродажи товаров"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях установления правовых основ проведения распродажи товаров" не потребует дополнительного выделения финансовых средств из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях установления правовых основ проведения распродажи товаров"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях установления правовых основ проведения распродажи товаров" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.