Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 848242-7 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Досье на проект федерального закона
Законопроект "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обусловлен наличием проблем в правоприменении части 1 пункта 1.1. статьи 14 и предлагает внесение изменений в указанную норму с целью правильного применения порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Указанной нормой, предусмотрен порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 статьи 14 ФЗ N 255-ФЗ не имело заработка или если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
В таких случаях, для расчета пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, принимается средний заработок равный минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В то же время, положения части 1 пункта 1.1. статьи 14 N 255-ФЗ не соответствуют аналогичным нормам ФЗ N 255-ФЗ, предусматривающих порядок расчета пособия при временной нетрудоспособности (ч. 6 ст. 7 "Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности", ч. 2 ст. 8 "Основания для снижения пособия по временной нетрудоспособности", ч. 3 ст. 11 "Размер пособия по беременности и родам"), в которых в отличие от положений ч. 1 п. 1.1 ст. 14 ФЗ N 255-ФЗ, указано, что при расчете пособия с использованием минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Положения ч. 1 п. 1.1. ст. 14 ФЗ N 255-ФЗ, также не соответствуют абзацу 3 пункта 11.1. Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, где указано, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий, определяются с учетом этих коэффициентов.
Применение части 1 пункта 1.1. статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, приводит к существенному нарушению имущественных прав граждан и не реализации в полном объеме их социальных гарантий, поскольку, размер пособия у застрахованных лиц, получающих средний дневной заработок выше МРОТ без учета районного коэффициента, исчисляется (выплачивается) в меньшем размере, в отличие от застрахованных лиц, у которых отсутствует заработок в расчетном периоде либо размер среднего заработка ниже, чем МРОТ без учета районного коэффициента.
Кроме того, коллизия положений ч. 1 п. 1.1 ст. 14 ФЗ N 255-ФЗ иным нормам ФЗ N 255-ФЗ, подзаконным нормативным актам, регламентирующих порядок исчисления пособий исходя из среднего заработка, равному МРОТ, порождает проблемы неправильного толкования и правоприменения вышеуказанной нормы работодателями застрахованного лица и/или территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе в дальнейшем становятся предметом судебного разбирательства (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2014 N ВАС-5881/14, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.10.2015 по делу N А60-53366/2014 и т.д.).
Законопроектом устраняется существующий юридико-технический пробел, путем уточнения части 1 статьи 1.1. статьи 14 N ФЗ-255 порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком с учетом среднего заработка застрахованного лица равному минимальному размеру оплаты труда с учетом районных коэффициентов. Принятие поправок, позволят работодателям, правоприменительным органам правильно исчислять и осуществлять выплаты причитающихся гражданам пособий, а также не допускать нарушение имущественных застрахованных лиц.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.