Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 850132-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
На сегодняшний день актуальным остается вопрос финансового обеспечения исполнения расходных обязательств муниципальных образований.
Одним из способов пополнения местных бюджетов являются средства самообложения граждан, которые направляются на финансирование конкретных вопросов местного значения, определенных самими гражданами.
До принятия Федерального закона от 5 декабря 2017 года N 389-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25.1 и 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос о введении и использовании средств самообложения граждан мог быть решен исключительно на местных референдумах, которые проводятся на территории всего муниципального образования независимо от того, сколько населенных пунктов в такое муниципальное образование входит.
Естественно, жители одного населенного пункта не были заинтересованы в выделении своих средств на решение какого-либо вопроса в другом населенном пункте, поэтому были определенные сложности в мотивации граждан.
С принятием вышеназванного Федерального закона была установлена возможность решения вопроса о введении и использовании средств самообложения граждан на сходе граждан, который проводится на территории не всего муниципального образования, а в одном из входящих в его состав населенных пунктов.
Безусловно, это позитивно повлияло на мотивацию граждан в решении конкретных вопросов местного значения на территории их населенных пунктов.
Вместе с тем действующий механизм самообложения граждан на территории населенного пункта по-прежнему не позволяет учесть интересы всех групп населения, проживающих на территории одного населенного пункта, но в разных его частях.
Введенный Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" механизм поэтапного проведения схода граждан также не решает эту проблему.
Так, остается низкой мотивация граждан, проживающих в определенной части населенного пункта, в решении местных вопросов (ремонт внутридворовых дорог, строительство детских площадок и т.д.) на территории другой части населенного пункта.
В связи с этим проектом федерального закона предлагается ввести возможность проведения сходов граждан по вопросам самообложения на части территории населенного пункта (например, район индивидуальной жилой застройки в городе, группа многоквартирных жилых домов и т.п.).
В настоящее время представительные органы муниципальных образований определяют границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (часть 1 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), а также границы избирательных округов (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Полагаем возможным применять такой подход и при определении границ территорий, на которых осуществляется сход граждан по вопросу введения и использования средств самообложения, - предоставить возможность определения таких границ представительным органам муниципальных образований. При этом в качестве инициатора определения указанных границ предусматривается группа жителей соответствующей части территории населенного пункта численностью не менее 10 человек.
Учитывая, что определение границ территории, на которой проводится сход граждан, возлагается на представительный орган муниципального образования, законопроектом также предлагается наделить этот орган полномочиями по назначению схода граждан.
В соответствии с рекомендацией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, изложенной в пункте 6 его постановления от 21 декабря 2018 года N 684-СФ, законопроект был предварительно направлен в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (проект N 7-779), концептуально поддержан Комиссией Совета законодателей по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению и 5 апреля 2019 года рекомендован Советом законодателей к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации после доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении данной Комиссии.
Законопроект в представленной редакции подготовлен с учетом указанных замечаний и предложений.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.