Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 850085-7 "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" и в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект направлен на усиление мер пожарной безопасности в организациях торговли с массовым пребыванием людей, являющихся многофункциональными торговыми комплексами, расположенных в зданиях площадью более 5000 , и предусматривает обязанность руководителей указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации на указанных объектах создавать или размещать привлекаемые по гражданско-правовым договорам подразделения частной пожарной охраны или размещать привлекаемые по гражданско-правовым договорам подразделения добровольной пожарной охраны.
При разработке предлагаемых изменений в статью 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" и в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" основной акцент был направлен на объекты с массовым пребыванием людей, а именно многофункциональные торговые комплексы.
Так как каждое торговое здание обладает своими индивидуальными особенностями, выработать единый подход для всех подобных объектов сложно. Наиболее уязвимыми в случае возникновения чрезвычайной ситуации являются объекты с массовым пребыванием людей. К ним, в первую очередь, относятся многофункциональные торговые комплексы, включающие в себя помещения различного функционального назначения: торговые, развлекательные, офисные, зрелищные, выставочные, складские, спортивно-оздоровительные и др. При этом наиболее посещаемыми зонами являются зона общественного питания (кафе, рестораны), развлекательная зона (боулинг, бильярд, картинг, детская игровая зона), зрелищная зона (кинокомплекс, площадка для временных представлений (эстрада), спортивно-оздоровительная зона (фитнес-клуб, батутная арена, каток), которые располагаются на верхних этажах (занимают верхний уровень) здания.
В период проведения массовых мероприятий (акций, розыгрышей, соревнований, концертов, выставок и др.) скопление людей в различных функциональных зонах здания может превышать допустимую вместимость, определённую пунктами 6.22, 6.23, 6.63, 6.65 "СП 118.13330.2012 "Свода правил. Общественные здания и сооружения", в несколько раз.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации совокупность различных факторов создаёт повышенный риск причинения вреда здоровью и жизни людей, а именно:
- в зависимости от высоты этажа, являющегося местом проведения массовых мероприятий, увеличивается время эвакуации людей;
- большая концентрация посетителей разной возрастной категории, в том числе маломобильных групп населения, повышает вероятность возникновения паники и давки и затруднение выхода.
Наличие в таких многофункциональных торговых комплексах подразделений частной или добровольной пожарной охраны, их профессиональные навыки, знание планировки здания, владение средствами пожаротушения позволит максимально быстро и эффективно организовать эвакуацию людей, провести мероприятия по локализации возгорания до прибытия подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Дальнейшее взаимодействие сотрудников МЧС России с профессиональным, подготовленным штатом, знающим здание изнутри, позволит предотвратить возможные катастрофические последствия пожара.
В настоящее время в отсутствие национального стандарта классификации торговых центров для торговой недвижимости используется европейская классификация. Торговые центры в ней располагаются по группам в зависимости от их местоположения, размеров торговой площади, состава и специализации основных арендаторов. Исходя из размеров торговой площади выделяют микрорайонный торговый центр - площадью менее 3000 , районный торговый центр - 3000 - 10000 , окружной торговый центр - 10000 - 30000 , региональный торговый центр - 30000 - 45000 .
На примере реализованного проекта создания пожарной охраны в торгово-развлекательном центре площадью 23000 (охватываемом предлагаемой законопроектом категорией зданий площадью более 5000 ) был проведён анализ финансовых затрат на содержание одного члена соответствующего подразделения. Так, предполагаемые затраты в среднем составят 18 000.00 рублей, включая:
- обучение пожарно-техническому минимуму - 1300.00 рублей;
- боевая одежда пожарного - от 6000.00 до 8000.00 рублей;
- каска - 1300.00 рублей;
- рукавицы (перчатки) - от 2500.00 до 3000.00 рублей;
- самоспасатель - от 1500.00 до 1800.00 рублей;
- рация - 1600.00 рублей;
- фонарь - 2500.00 рублей.
Минимальный количественный состав частной (добровольной) пожарной охраны подобного торгового центра 5 человек. Численность сотрудников торгово-развлекательного центра в смену включает 4 сотрудника службы охраны (штатные или привлечённые) и 4 штатные единицы линейного персонала торгового центра (инженеры, слесари, сантехники), что, в свою очередь, покрывает необходимый минимальный количественный состав добровольной пожарной охраны и не влечёт увеличение фонда оплаты труда. При этом обязательным условием является наличие в штате специалиста по пожарной безопасности.
В целом предлагаемые изменения позволят повысить эффективность действий, связанных с эвакуацией людей и тушением пожара, до прибытия подразделений государственной противопожарной службы на место пожара, а также будут способствовать более высокому уровню пожарной безопасности зданий и сооружений для сохранения жизни и здоровья людей.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" и в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Принятие указанного федерального закона не повлечёт изменение финансовых обязательств государства, и его реализация не потребует расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" и в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" и в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.