Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 861571-7 "О внесении изменения в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" разработан в соответствии с пунктом 01.01.005.004 Плана мероприятий по направлению "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного на заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 18 декабря 2017 г. протокол N 2, и направлен на стимулирование дальнейшего расширения инфраструктуры приема национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт и на создание правовых условий для реализации прав потребителей по оплате товаров (работ, услуг), в том числе приобретаемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в безналичном порядке.
Согласно действующей редакции пункта 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на субъектов предпринимательской деятельности - продавцов (исполнителей), у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.
Законопроектом предлагается расширить круг субъектов предпринимательской деятельности, обязанных обеспечить для потребителей возможность осуществления расчетов в безналичном порядке с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт, либо наличными денежными средствами по выбору потребителя путем распространения указанных требований на владельца агрегатора и на продавцов, (исполнителей), осуществляющих продажу товаров и оказание услуг дистанционным способом. При этом предлагается поэтапное (с 1 сентября 2020 г. - 30 млн. руб., с 1 января 2021 г. - 20 млн. руб.) снижение порога выручки, при превышении которого продавец (исполнитель, владелец агрегатора) будет обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт.
Масштабный теневой рынок, связанный с продажей контрафактной продукции (в том числе нелегально импортируемой), существует в значительной доле именно за счет организаций с небольшим оборотом (часто предприятий - однодневок), использующих исключительно наличную форму расчетов с покупателями. Чаще всего такая продукция реализуется именно через сеть "Интернет", вследствие практически полного отсутствия механизмов текущего контроля со стороны государственных органов.
Недобросовестные участники рынка, стремящиеся к осуществлению торговли за наличные и создающие тем самым неравные условия конкуренции за счет экономии издержек для добросовестных игроков, будут поставлены перед необходимостью либо изменения модели ведения бизнеса, либо ухода с рынка. При этом любой из указанных результатов приведет к качественному улучшению защиты прав потребителей за счет расширения предложения со стороны добросовестных участников рынка торговли.
На сегодняшний день многие торгово-сервисные предприятия с годовым оборотом от 20 млн. руб. уже принимают оплату товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт.
Практика последних лет показала четкую тенденцию снижения доли наличных платежей в совокупном обороте розничной торговли, общественного питания и объеме платных услуг. Безналичные платежи сейчас составляют более 60% всех платежей. Граждане охотнее оплачивают товары, работы и услуги с помощью безналичных форм оплаты, как более безопасного и удобного способа платежа, то есть они выбирают те торгово-сервисные предприятия, где такую форму оплаты смогут предоставить. Поэтому все большее число торгово-сервисных предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, для привлечения клиентов предоставляют такую возможность.
У тех торгово-сервисных предприятий, которые до этого не принимали платежные карты, возникнут новые расходы (оценочно, в зависимости от отрасли, размер может варьироваться от 0,5 до 1,8% от карточного оборота), при этом вырастет оборот и снизятся затраты на инкассацию. Оборудование банки, как правило, предоставляют бесплатно.
При этом принятие законопроекта будет стимулировать дальнейшее расширение инфраструктуры приема национальных платежных инструментов и развитие безналичных расчетов, в том числе через сеть "Интернет", повышение прозрачности сегмента дистанционной торговли, создаст условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований, повышение уровня прозрачности расчетов в сфере торговли и услуг.
Дополнительными следствиями принятия законопроекта станут снижение удельных издержек и новые привлекательные ценовые и технологические предложения для потребителей.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.