Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 864191-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Необходимость внесения проектируемых изменений обусловлена следующим.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 183-Ф3 "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 183-Ф3) членами Общественной палаты не могут быть Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, судьи, иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие муниципальные должности.
Данная норма Федерального закона N 183-Ф3 подразумевает невозможность вхождения депутатов всех уровней, включая депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, в состав общественных палат субъектов Российской Федерации ввиду того, что последние наделены функцией общественного контроля за деятельностью указанных органов.
Вместе с тем, правоприменительная и судебная практика выявила, что данная формулировка не охватывает депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, которые осуществляют свои депутатские полномочия без отрыва от основной деятельности.
Так, в Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 39-АПГ16-5 "Об отмене решения Курского областного суда от 18.07.2016 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей части 2 статьи 1 Закона Курской области от 06 октября 2006 г. N 64-ЗКО "О государственных должностях Курской области" в части отсутствия в перечне государственных должностей должности депутата Курской областной думы" отмечено следующее.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. N 1381 утвержден перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" государственные должности субъекта Российской Федерации устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
В силу положений, содержащихся в названных нормативных актах, федеральный законодатель, говоря о системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, не установил в императивной форме конкретный перечень государственных должностей субъектов Российской Федерации, в связи с чем органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принимая во внимание названный перечень типовых государственных должностей, вправе самостоятельно ввести в нормативное регулирование конкретный перечень таких должностей.
В частности, Закон Амурской области от 13.12.2006 N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области" относит к таковым (в структуре Законодательного Собрания области) следующие должности: председателя Законодательного Собрания, заместителя председателя Законодательного Собрания, работающего на постоянной профессиональной основе, председателя комитета Законодательного Собрания, работающего на постоянной профессиональной основе, заместителя председателя комитета Законодательного Собрания, работающего на постоянной профессиональной основе, депутата Законодательного Собрания, работающего на постоянной профессиональной основе.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 184-ФЗ депутат осуществляет свою депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности, то есть закон устанавливает различные формы депутатской деятельности.
В указанном выше Апелляционном определении Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу, что законодательный (представительный) орган Курской области, действуя в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми федеральными законами полномочий, правомерно не отразил в перечне государственных должностей Курской области должности депутатов Курской областной думы, осуществляющих свои полномочия без отрыва от основной деятельности.
Исходя из определения Верховного Суда Российской Федерации, не все депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона N 183-Ф3 применим только в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, предлагаемые изменения в пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона N 183-Ф3 позволяют распространить невозможность членства в Общественной палате субъекта Российской Федерации на всех без исключения депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона N 183-Ф3 "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" не повлечет за собой увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона N 183-Ф3 "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона N 183-Ф3 "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.