Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 864169-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение абзаца первого подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Г осударственного совета Российской Федерации от 17 августа 2015 г. N Пр-1893 ГС.
Вопрос введения обязательной аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников неоднократно поднимался профессиональным экспертным сообществом в сфере туризма. Экскурсоводы и гиды-переводчики должны быть не только высокопрофессиональными специалистами в своей области, но и иметь глубокие знания о регионе, его исторических и культурных особенностях.
Современное состояние рынка услуг экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников характеризуется следующими проблемами:
система подготовки экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников отсутствует, увеличивается дефицит квалифицированных экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, способных обеспечить высокое качество услуг;
механизмы контроля за качеством предоставления услуг отсутствуют;
планомерно идет "захват" отечественного туристического рынка иностранными гидами-переводчиками, при этом иностранные туристы получают искаженное представление об истории и культуре России в произвольном трактовании непрофессиональных специалистов;
правовые нормы, регламентирующие права, обязанности, ответственность экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников отсутствуют, а существующие положения в национальных стандартах, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности туристов, носят рекомендательный характер.
В большинстве европейских стран существуют строгие правила работы экскурсоводов и гидов-переводчиков, не позволяющие иностранцам и людям без образования оказывать услуги туристам, получить разрешение на проведение данной работы возможно только при условии прохождения аттестации. Система выдачи документов аттестации контролируется государственными органами и профессиональными ассоциациями. Кроме того, существует четкое ограничение по территориальному признаку, в документах гидов оговаривается, в каком регионе они имеет право осуществлять профессиональную деятельность.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на:
повышение защиты интересов потребителей туристских услуг;
упорядочение деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников;
обеспечение безопасности туристов при прохождении туристских маршрутов повышенной опасности;
создание прозрачного и контролируемого рынка оказания экскурсионных услуг;
формирование позитивного имиджа Российской Федерации как страны, благоприятной и безопасной для туризма и отдыха.
Законопроект устанавливает основные критерии аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, а также содержит требования к образованию, стажу работы и наличию профессиональных знаний и навыков.
1. Регулирование условий оказания услуг экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком на туристских маршрутах и национальных туристских маршрутах.
Законопроект предусматривает запрет на оказание услуг экскурсовода (гида) или гида-переводчика на туристских маршрутах, в том числе национальных туристских маршрутах, без прохождения аттестации и получения аттестата.
Аттестация экскурсоводов (гидов) и гидов переводчиков проводится органом государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма, на территории которого экскурсоводы (гиды) и гиды-переводчики предполагают оказывать такие услуги.
Для проведения аттестации экскурсоводов (гидов) или гидов-переводчиков, оказывающих услуги на национальных туристских маршрутах, на межрегиональном уровне образуются межрегиональные аттестационные комиссии, деятельность которых осуществляется на основании соглашений между органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма, на территории которых проходят такие маршруты, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Законопроектом предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма наделяются полномочиями по региональному государственному надзору за деятельностью экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (предлагаемые законопроектом изменения в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Проведение аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков в целях подтверждения соответствия уровня их квалификации осуществляется один раз в пять лет. Экскурсоводы (гиды), и гиды-переводчики обязаны проходить аттестацию в том регионе, на туристских маршрутах которого они оказывают услуги. По результатам успешного прохождения аттестации им выдается нагрудная идентификационная карточка установленного образца и аттестат, за выдачу которого уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно законопроекту услуги экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков на туристских маршрутах оказываются гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участником которых является Российская Федерация.
При этом аттестации не подлежат лица, осуществляющие трудовую деятельность в централизованных религиозных организациях и (или) религиозных организациях, входящих в их структуру, иные лица, осуществляющие ознакомление экскурсантов (туристов) с объектами показа в целях, не связанных с получением дохода, а также на экскурсоводы (гиды) и гиды-переводчики, оказывающие услуги на объектах показа и не оказывающих услуги на туристских маршрутах, которые должны состоять в трудовых отношениях (на основании трудового либо гражданско-правового договора, предусматривающего оказание ими таких услуг) с владельцами таких объектов.
2. Регулирование условий оказания услуг инструктором-проводником.
Законопроект предусматривает запрет на оказание услуг инструкторов-проводников без получения соответствующего аттестата.
В качестве инструктора-проводника не может быть аттестовано лицо, имеющее судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.
Кроме того, соискатель должен пройти обучение по оказанию первой помощи, а также иметь медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению деятельности инструктора-проводника.
Аттестация инструкторов-проводников проводится организациями, включенными в реестр уполномоченных организаций на проведение аттестации инструкторов-проводников, по категориям сложности вида туристского маршрута. Виды туристских маршрутов, категории их сложности, а также критерии отнесения туристского маршрута к соответствующей категории сложности, в том числе с учетом обеспечения безопасности туристов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Проведение аттестации инструкторов-проводников в целях подтверждения соответствия уровня их квалификации осуществляется один раз в пять лет, по ее результатам им выдается нагрудная идентификационная карточка установленного образца и аттестат, за выдачу которого уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Включение в реестр уполномоченных организаций на проведение аттестации инструкторов-проводников проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и позволяет организации осуществлять аттестацию инструкторов-проводников на всей территории Российской Федерации. Организация утрачивает такое право со дня исключения сведений о ней из реестра.
Организация может получить право проведения аттестации инструкторов-проводников по разным видам и категориям сложности туристских маршрутов.
Федеральный государственный контроль за деятельностью юридических лиц, включенных в реестр уполномоченных организаций на проведение аттестации инструкторов-проводников, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Региональный государственный надзор за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов) и гидов переводчиков на туристских маршрутах, услуги инструкторов-проводников, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма.
3. Наделение новыми полномочиями.
Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по:
установлению порядка и критериев аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, оказывающих услуги на туристских маршрутах, специальных требований к экскурсоводам (гидам) и гидам-переводчикам, оказывающим услуги на туристских маршрутах, форм аттестатов экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, оказывающих услуги на туристских маршрутах;
установлении правил оказания услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника на туристских маршрутах;
установлению видов туристских маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником, и категорий их сложности, а также критериев отнесения туристского маршрута к соответствующей категории сложности;
установлению порядка определения национальных туристских маршрутов;
утверждению положения о федеральном государственном контроле за деятельностью юридических лиц, включенных в реестр уполномоченных организаций на проведение аттестации инструкторов-проводников;
утверждению требований к организации и осуществлению регионального государственного надзора за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков.
Министерство здравоохранения Российской Федерации наделяется полномочием по установлению:
перечня заболеваний, препятствующих работе в качестве инструктора-проводника;
порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к осуществлению деятельности инструктора-проводника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению деятельности инструктора-проводника,
установлению перечня заболеваний, препятствующих оказанию услуг инструктора-проводника.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти наделяется полномочиями по:
установлению порядка ведения реестра уполномоченных организаций на проведение аттестации инструкторов-проводников и ведение такого реестра;
установлению формы нагрудной идентификационной карточки инструктора-проводника;
утверждению перечня специализированного оборудования и снаряжения, принадлежащего некоммерческой организации на праве собственности или ином законном основании, необходимого для проведения аттестации инструкторов-проводников по соответствующим категориям и видам туристских маршрутов;
федеральному государственному контролю за деятельностью юридических лиц, включенных в реестр уполномоченных организаций на проведение аттестации инструкторов-проводников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по:
аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах;
ведению реестра аттестованных экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
утверждению формы нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) и гида-переводчика, оказывающих услуги на туристских маршрутах;
организации и осуществлению регионального государственного надзора за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Реализация новых полномочий будет осуществляться в пределах установленной штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для реализации новых полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации потребуется внести изменения в статью 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части установления зачисления доходов от уплаты государственной пошлины за выдачу аттестата экскурсовода (гида) и гида-переводчика, оказывающих услуги на туристских маршрутах, в бюджеты субъектов Российской Федерации. В бюджеты субъектов Российской Федерации также будут поступать средства от административных штрафов при проведении мероприятий регионального надзора за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
4. Сроки вступления в силу норм законопроекта
Аттестацию экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников планируется ввести с 1 июля 2020 года, при этом осуществление регионального государственного надзора за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков на туристских маршрутах, услуги инструкторов-проводников, а также осуществление федерального государственного контроля за деятельностью организаций, включенных в реестр уполномоченных организаций на проведение аттестации инструкторов-проводников, планируется ввести с 1 января 2022 г. Аттестаты экскурсовода (гида), гида-переводчика или инструктора-проводника, выданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу данного Федерального закона, действуют до окончания срока, на который они были выданы, но не позднее 1 января 2022 г.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 72 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, а также инструктора-проводника, оказывающих услуги на туристских маршрутах, предусмотрена государственная пошлина в размере 1300 рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 72 статьи 333.33" следует читать "подпунктом 72 пункта 1 статьи 333.33"
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" потребует:
1. Внесения изменений в статью 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации по установлению зачисления доходов от уплаты государственной пошлины за выдачу аттестата экскурсовода (гида) и гида-переводчика, оказывающих услуги на туристских маршрутах, в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Срок подготовки -1 квартал 2020 г.
Исполнитель - Минфин России, соисполнитель - Минэкономразвития России;
2. Внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок подготовки - II квартал 2020 г.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка и критериев аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, оказывающих услуги на туристских маршрутах, специальных требований к экскурсоводам (гидам) и гидам-переводчикам, оказывающим услуги на туристских маршрутах, форм аттестатов экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, оказывающих услуги на туристских маршрутах".
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении правил оказания услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника на туристских маршрутах".
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении видов туристских маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником, и категорий их сложности, а также критериев отнесения туристского маршрута к соответствующей категории сложности".
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении порядка определения национальных туристских маршрутов".
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнители - Минэкономразвития России, Ростуризм.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью юридических лиц, включенных в реестр организаций, уполномоченных на проведение аттестации инструкторов-проводников".
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
6. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к организации и осуществлению регионального государственного надзора за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков".
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
7. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации и Положение о Федеральном агентстве по туризму".
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнители - Минэкономразвития России, Ростуризм.
8 Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка ведения реестра организаций, уполномоченных на проведение аттестации инструкторов-проводников".
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
9. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении формы нагрудной идентификационной карточки инструктора-проводника, оказывающего услуги при прохождении туристских маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником".
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
10. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении перечня специализированного оборудования и снаряжения, принадлежащего некоммерческой организации на праве собственности или ином законном основании, необходимого для проведения аттестации инструкторов-проводников по соответствующим категориям и видам туристских маршрутов".
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к осуществлению деятельности инструктора-проводника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению деятельности инструктора-проводника".
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнители - Минздрав России, Минэкономразвития России.
12. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих оказанию услуг инструктора-проводника".
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнители - Минздрав России, Минэкономразвития России.
13. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством экономического развития Российской Федерации государственной функции по федеральному государственному контролю за деятельностью юридических лиц, включенных в реестр организаций, уполномоченных на проведение аттестации инструкторов-проводников".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 539н "Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнители - Минэкономразвития России, Минтруд России.
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Минтруда России от 29 сентября 2017 г. N 702н "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-проводник".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона.
Исполнители - Минэкономразвития России, Минтруд России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.