Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 865241-7 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и в статью 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время законодательством Российской Федерации вопросы обращения с медицинскими отходами и отходами в результате жизнедеятельности собственников производства и потребления разделены. Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) установлено, что отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Процедура лицензирования деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, предусмотренная Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федеральным законом N 89-ФЗ, не распространяется на деятельность в области обращения с медицинскими отходами. Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях. Правительством Российской Федерации утверждены критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания (постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 года N 681). Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями опасности медицинских отходов классов "А", "Б", "В", "Г" и "Д".
В связи с тем, что требования Федерального закона N 89-ФЗ не распространяются на медицинские отходы, не представляется возможным классифицировать медицинские отходы в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ. Таким образом, фактически нет оснований для включения медицинских отходов в лицензию на размещение и обезвреживание отходов I-IV классов опасности. Согласно части 3 статьи 49 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В настоящее время вопросы обращения с медицинскими отходами в целом регулируются санитарными требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", а также санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления". СанПиН 2.1.7.2790-10 определяются требования, предъявляемые к медицинским отходам, однако требования к соискателю лицензии на размещение и обезвреживание отходов I-IV классов опасности не устанавливаются, вследствие чего становится невозможным получить лицензию на обращение с медицинскими отходами. Иным законодательством Российской Федерации требования по получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение также не установлены.
На основании вышеизложенного предлагается распространить действие Федерального закона N 89-ФЗ на медицинские отходы класса "А", которые являются эпидемиологически безопасными отходами, приближенными по составу к твердым коммунальным отходам и соответствующими аналогичным отходам, включенным в Федеральный классификационный каталог отходов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и в статью 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и в статью 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и в статью 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и в статью 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" потребуется внесение изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242.
Признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.