Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 841465-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации",
внесенный членами Совета Федерации Г.Н. Кареловой, В.В. Рязанским, А.Г. Варфоломеевым и другими, а также депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Д.А. Морозовым, А.К. Исаевым и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 2 декабря 2019 года (протокол N 231, пункт 118) Комитет по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 841465-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный членами Совета Федерации Г.Н. Кареловой, В.В. Рязанским, А.Г. Варфоломеевым и другими, а также депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Д.А. Морозовым, А.К. Исаевым и другими.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 14, 44 и 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-Ф3), в соответствии с которыми организация обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403 (далее - Постановление N 403), будет возлагаться на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В настоящее время организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения указанных двух заболеваний в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и относится к расходным статьям бюджетов субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации с 2008 года действует программа "7 высокозатратных нозологий", в соответствии с которой 7 наиболее дорогостоящих заболеваний согласно пункту 21 части 2 статьи 14 Федерального закона N 323-ФЗ обеспечиваются Министерством здравоохранения Российской Федерации централизованно за счет средств федерального бюджета. Актуальность и перспективность программы обуславливается, в том числе позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем определении от 2 июля 2013 года N 1054-О определил, что в случае недостатка собственных средств у субъекта Российской Федерации для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.
Ввиду успеха обозначенной программы в 2018 году был принят Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 299-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с которым полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами пятью наиболее затратных редких (орфанных) заболеваний были переданы Минздраву России. С 1 января 2019 года в федеральном бюджете на эти цели предусматривается финансирование в объеме 10 млрд. рублей ежегодно.
Вместе с тем до настоящего времени в перечне жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденном Постановлением N 403, остаются девятнадцать заболеваний. Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения этих заболеваний в настоящее время отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В этой связи субъекты Российской Федерации продолжают тратить значительные средства в целях лечения указанных заболеваний. Данное обстоятельство не позволяет регионам в полной мере исполнять возложенные на них обязательства по финансированию закупок необходимых лекарственных препаратов и, соответственно, нарушает гарантированное право граждан на охрану здоровья. Эта проблема актуальна для большинства субъектов Российской Федерации, о чем свидетельствуют многочисленные обращения граждан, общественных организаций и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Государственную Думу.
В связи с изложенным, перевод финансовых обязательств по обеспечению организации лечения 2 редких (орфанных) заболеваний из перечня, утвержденного Постановлением N 403, на федеральный уровень путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон N 323-ФЗ, повлечет за собой снижение финансовой нагрузки субъектов Российской Федерации и приведет к более сбалансированному расходованию средств федерального бюджета за счет снижения цены в ходе централизованных закупок лекарственных препаратов.
Принимая во внимание негативную практику исполнения функций регионов по обеспечению лиц, страдающих орфанными заболеваниями, постоянные судебные тяжбы между пациентами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по поводу неудовлетворительного обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 841465-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 4 декабря 2019 года, протокол N 114.
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.