Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 875581-7 "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - законопроект) разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2019 г. N 30-П и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 27 июля 2019 г. N ДК-П9-6478.
В указанном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации отмечается, что при существенно различном предполагаемом воздействии транспортных средств на окружающую среду в Российской Федерации при их попадании на ее территорию в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления и таможенной процедуре временного ввоза (допуска) лица, ввозящие их, обременяются уплатой утилизационного сбора в одинаковом размере. Это, по существу, означает взимание с лиц, осуществляющих временный ввоз транспортного средства, экономически необоснованного обязательного платежа, что свидетельствует о произвольном характере правового регулирования в этой части, приводит к отступлению от принципов справедливости и соразмерности. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации отмечается, что действующее правовое регулирование не предусматривает и возможности, например, возврата ранее уплаченного утилизационного сбора (его части) плательщику, осуществившему впоследствии вывоз транспортного средства (самоходной машины) с территории Российской Федерации в рамках исполнения требований таможенной процедуры временного ввоза (допуска).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 57 в той мере, в какой они допускают возложение обязанности по уплате утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на таких же условиях, как за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в пункт 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в целях установления правовых механизмов для отмены взимания утилизационного сбора при помещении колесных транспортных средств (шасси), самоходных машин и прицепов к ним под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Минпромторг России отмечает, что, по данным Федеральной таможенной службы, в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) транспортных средств ежегодно на территорию Российской Федерации завозится около 300 единиц транспортных средств. При этом совокупный объем уплаченного утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также самоходных машин и прицепов к ним за период 2016 - 2019 годов составляет 55,5 млн. рублей.
Ожидается, что в результате принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" совокупные выпадающие доходы федерального бюджета составят около 15,5 млн. рублей ежегодно.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" потребует внесения изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки: недопустимость взимания утилизационного сбора при помещении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Срок подготовки: установленный после принятия предлагаемого проекта федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: ответственный исполнитель - Минпромторг России, соисполнители - Минфин России, ФТС России и Минэкономразвития России.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.