Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 883663-7 "О внесении изменений в статью 45 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения"
Досье на проект федерального закона
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает возможность принудительного изъятия земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, у собственника, землепользователя в случаях его неиспользования по целевому назначению в течение трёх и более лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. При этом в отношении земель сельскохозяйственного назначения Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) предусмотрена возможность принудительного изъятия земельного участка у собственника также в случаях использования земельного участка с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлёкшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде.
Основанием для изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения является выявление в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства Российской Федерации в течение трёх и более лет подряд.
Учитывая ценность земель сельскохозяйственного назначения, принимая во внимание установленный статьёй 1 Земельного кодекса Российской Федерации принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, неиспользование земельных участков сельскохозяйственного назначения в течение трёх и более лет представляется недопустимым.
Законопроектом предлагается сократить до двух лет срок, по истечении которого возможно принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Предлагаемые изменения позволят сократить процедуру изъятия земельных участков у недобросовестных землепользователей, в том числе позволят сократить количество судебных решений об отказе в изъятии земельных участков при недоказанности непрерывности неиспользования земельного участка в течение трёх и более лет, например, в случаях частичного использования земельного участка, не обеспечивающего сохранение почвенных и иных характеристик сельскохозяйственных земель.
Сокращение сроков неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения представляется обоснованным и в контексте применения положений пункта 16 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ, предусматривающих обязанность собственника, приобретшего земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов, на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, начать использование такого земельного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на такой земельный участок.
Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать недопущению сокращения площадей сельскохозяйственных земель и повышению эффективности вовлечения неиспользуемых сельскохозяйственных земель в хозяйственный оборот.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 45 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 45 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 45 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 45 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения" потребует внесения изменения в статью 284 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.