Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 886402-7 "О запрете привлечения иных лиц для взаимодействия с должником"
Досье на проект федерального закона
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Более половины россиян (51%) имеют непогашенные кредиты.
При этом на 12% возросла доля заемщиков, которые указывают на то, что рассчитываться могут с трудом (инициативный всероссийский опрос "ВЦИОМ-Спутник" проведен 25 июля 2019 г. В опросе принимали участие граждане России в возрасте от 18 лет).
С 1 августа 2016 года в России начал действовать Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", целью которого было упорядочение отношений между кредитором и заемщиком. Однако, за прошедшее время количество жалоб граждан на действия так называемых коллекторов только продолжает расти. Так, в декабре 2019 года Федеральная служба судебных приставов обнародовала информацию о том, что число жалоб на взыскателей просроченной задолженности с января по октябрь 2019 года выросло на треть (35%) по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
Зачастую граждане сталкиваются с неправомерными действиями коллекторов в свой адрес - угрозами, шантажом. Микрофинансовые организации незаконно, без письменного согласия граждан, передают коллекторским агентствам права взыскания по потребительским займам с персональными данными третьих лиц, указанных в этих договорах. В свою очередь, коллекторы при общении, как с должниками, так и с третьими лицами нередко оказывают психологическое давление, используют унижающие честь и достоинство выражения, высказывают угрозы. Сотрудники правоохранительных органов на жалобы граждан зачастую не реагируют.
Указанные обстоятельства демонстрируют, что рынок коллекторских услуг по-прежнему остаётся криминализированным, а предпринятые на федеральном уровне меры по его регулированию не привели к изменению ситуации.
В связи с этим считаем необходимым запретить на территории Российской Федерации деятельность организаций, чьим основным видом деятельности является деятельность по возврату просроченной задолженности, а также запретить привлечение кредитором иных лиц для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности.
Принятие данного закона потребует отмены от 3 июля 2016 года N 230-Ф3 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Принятие данного закона не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О запрете привлечения иных лиц для взаимодействия с должником"
Принятие федерального закона "О запрете привлечения иных лиц для взаимодействия с должником" не повлечет дополнительные расходы из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О запрете привлечения иных лиц для взаимодействия с должником"
В связи с принятием Федерального закона "О запрете привлечения иных лиц для взаимодействия с должником" с 1 января 2021 года утрачивает силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.