Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 837128-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (в связи с принятием Федерального закона о расширении территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"),
внесенный депутатом Государственной Думы А.М. Макаровым, членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым и др.
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 837128-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (в связи с принятием Федерального закона о расширении территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"), Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
В связи с принятием Государственной Думой 5 декабря 2019 года Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" законопроектом вносятся изменения в статьи 32, 129.13 и 129.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в части уточнения наименования Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)".
Законопроектом также предлагается в целях сокращения отчетности, представляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, предусмотреть представление в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников, предусмотренных абзацем шестым пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса, в составе расчета по страховым взносам за очередной расчетный период.
Всячески приветствуя и поддерживая идею сокращения отчетности, представляемой организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы, тем не менее, Комитет считает необходимым обратить внимание на следующее.
Предлагаемое законопроектом изменение в абзац шестой пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса фактически означает дополнение расчета по страховым взносам за очередной расчетный период сведениями, не связанными с исчислением и (или) уплатой страховых взносов (за исключением случаев применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, указанными в подпунктах 3 и 15 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса). В связи с этим, представляется, что указанная норма не сможет быть реализована на практике без включения сведений о среднесписочной численности работников в содержащийся в пункте 7 статьи 80 Налогового кодекса перечень сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, которые могут быть включены в состав налоговой декларации (расчета). В связи с этим, при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается рассмотреть вопрос о дополнении указанного перечня сведениями, подлежащими включению в расчет по страховым взносам.
Также обращается внимание на то, что законопроектом предлагается включать сведения о среднесписочной численности работников в расчет по страховым взносам за очередной расчетный период, которым в соответствии со статьей 423 Налогового кодекса признается календарный год. Учитывая, что исходя из положений пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса расчеты по страховым взносам представляются не только по итогам расчетного, но и по итогам отчетных периодов (которыми признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года), предлагается дополнительно рассмотреть вопрос о периодичности представления расчетов по страховым взносам, содержащих сведения о среднесписочной численности работников (только по итогам расчетного периода или также и по итогам отчетных периодов). Указанный вопрос связан, в том числе, с необходимостью определения срока представления сведений о среднесписочной численности работников, необходимых для целей пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса, вновь созданными (реорганизованными) организациями.
Представляется, что реализация предлагаемой законопроектом нормы повлечет за собой необходимость внесения изменений в форму и форматы расчета по страховым взносам. В связи с этим, обращается внимание на положение абзаца второго пункта 5 статьи 5 Налогового кодекса, в соответствии с которым нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования. Таким образом, представляется целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению уточнить предполагаемые сроки вступления и начала применения рассматриваемой проектируемой нормы с учетом указанного положения пункта 5 статьи 5 Налогового кодекса, а также сроков, необходимых для разработки и утверждения формы и форматов расчета по страховым взносам.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 837128-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.