Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1254703-7 "О внесении изменений в статью 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф3"
Досье на проект федерального закона
Законопроект призван увеличить вовлечение пустующих земельных участков в хозяйственный оборот, поддержать инициативы субъектов, прежде всего, малого и среднего предпринимательства, привлечь инвестиции, увеличить налогооблагаемую базу за счет земельного налога.
Есть земли, которые выведены из обращения, когда их становилось невыгодно использовать. На рубеже 1990-х, 2000-х годов, когда страна перешла к рыночной модели, естественно, много такой земли оказалось неэффективной при существующих ценах и прочих экономических параметрах и выбыло из обращения.
Одним из механизмов поддержки может являться то, что неиспользуемые участки должны быть вовлечены в экономический (хозяйственный) оборот. Понятие вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот должно рассматриваться в свете положений статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации. Она определяет оборотоспособность объектов гражданских прав, к которым относятся земля (ст. 128 ГК РФ). Под оборотом земельных участков понимают их отчуждение или переход от одного лица к другому.
На территории субъектов Российской Федерации сложилась практика, при которой юридические и физические лица - собственники зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности публично-правовых образований или на землях, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с действующим законодательством, функции распоряжения, владения и управления которыми осуществляют органы местного самоуправления, обязаны вносить плату за фактическое пользование за весь земельный участок, даже если площади его фактической эксплуатации существенно ограничены. Именно поэтому существенным вопросом остается соотношение фактически используемых собственниками зданий, сооружений и площади земельного участка по данным правоустанавливающих и правоподтверждающих документов.
Реализация положений подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской федерации, как свидетельствует правоприменительная практика, допускает возможность неоднозначной интерпретации их нормативного содержания. Такая неопределенность обусловлена, помимо прочего, отсутствием необходимой ясности в вопросе о соразмерности объекта недвижимости площади испрашиваемого участка и ограничении прав правообладателей объектов недвижимости и земельных участков и, соответственно, о природе юридических последствий, которые носят по отношению к правообладателям зданий, сооружений принудительный характер, несмотря на то, что законодательные предписания в сфере гарантий права собственности должны обладать максимальной степенью ясности, не допускающей противоречивого их толкования в правоприменительной практике.
В связи с этим законопроектом предлагается внесение изменений в пункт 1 подпункта 1.2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников зданий, сооружений, расположенных в границах земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований земельных участков, подлежат устранению.
Безусловным условием для лица, претендующего на выкуп земельного участка, должно быть то, что оно должно доказать, что заявленная площадь действительно требуется для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости. Бремя доказывания необходимого размера, подлежащего выкупу земельного участка будет возложено на лицо, желающее его выкупить.
Законопроект также предоставит судебным инстанциям возможности проявлять определенную степень гибкости при разрешении споров об определении порядка выкупа таких земельных участков, что гипотетически будет способствовать принятию судами справедливых решений по данной категории споров с учетом всех особенностей конкретного участка и сложившихся отношений собственников зданий, сооружений
Таким образом, изменения, предлагаемые законопроектом, позволят устранить обозначенную неопределенность в правоприменительной практике и упростить возвращение в хозяйственный оборот земель, фактически находящихся в запущенном состоянии, повысят их ликвидность и стоимость, создадут условия по недопущению проявления коррупционных нарушений в процессе управления объектами недвижимого имущества.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф3"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136 ФЗ" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136 ФЗ" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение действующих или принятие новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.